МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
25.04.2014 № 05-21/91
Об организации обучения плаванию
Одним из жизненно важных направлений физического воспитания детей и учащейся молодежи является обучение навыкам плавания. Для организации образовательного процесса в учреждениях образования системы Министерства образования используются 490 мини-бассейнов в учреждениях дошкольного образования, 60 плавательных бассейнов и 35 мини-бассейнов в учреждениях общего среднего образования. В течение последних двух лет построены и введены в эксплуатацию два новых бассейна – в ГУО «Острошицко-Городокская средняя школа» Минской области и в ГУО «Средняя школа № 45 г. Могилева». Кроме указанного, для организации обучения плаванию учреждения образования на договорной основе используют бассейны других министерств и ведомств.
В целях первичного ознакомления с водной средой и формирования навыков плавания учебная программа дошкольного образования (утверждена постановлением Министерства образования 27.11.2012 № 133) предусматривает в рамках образовательной области «Физическая культура» проведение занятий с детьми в бассейнах.
Всеобщее обучение навыкам плавания учащихся I–IV классов учреждений общего среднего образования организуется по двум направлениям – в рамках образовательного процесса и во внеурочной физкультурно-спортивной деятельности учащихся.
Содержание учебных программ по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» (Минск, НИО, 2012) предусматривает на обучение учащихся навыкам плавания в I–II классах 16 часов, в III–IV классах – 24 часа. Для дальнейшего совершенствования навыков плавания, изучения спортивных способов плавания и подготовки спортивного резерва названные учебные программы позволяют в течение учебного года проводить до 24 часов занятий с учащимися V–XI классов в бассейне.
Кроме этого, Министерством образования рекомендованы к использованию учебные программы факультативных занятий «Плавание и здоровье» для учащихся V–XI классов, согласно которым в каждом из указанных классов ежегодно можно проводить 35 учебных занятий.
Эксплуатация бассейнов в течение учебного года включает в себя три направления:
· обучение детей плаванию;
· занятия учащихся спортивных школ;
· оказание платных услуг.
В недельном расписании работы плавательных бассейнов 56,1 % времени отводится для групп начального обучения плаванию, 21,4 % – для групп и отделений спортивных школ, 26,9 % – для абонементных групп.
Обращаем внимание руководителей органов управления образованием, учреждений образования на особенности организации обучения навыкам плавания детей дошкольного возраста и учащихся учреждений общего среднего образования. Проведение учебных занятий требует неукоснительного соблюдения правил безопасности проведения занятий с обучающимися, а также санитарных норм и требований к эксплуатации бассейнов. В первую очередь это касается Правил безопасности проведения занятий физической культурой и спортом, утвержденных постановлением Министерства спорта и туризма Республики Беларусь 21.12.2004 № 10.
Особое внимание следует уделять выполнению Санитарных норм, правил и гигиенических нормативов «Гигиенические требования к устройству, оборудованию и эксплуатации плавательных бассейнов и аквапарков», утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь 22.09.2009 № 105, Санитарных норм и правил «Требования к устройству и эксплуатации физкультурно-спортивных сооружений», утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь 16.12.2013 № 127, обеспечив соблюдение надлежащих санитарно-гигиенических условий функционирования бассейна; выбранной технологии водоподготовки (в том числе заданной допустимой нагрузки, времени водообмена и т.п.); условий бесперебойной, четкой и согласованной работы оборудования и приборов системы водоподготовки, осуществления регулярного контроля автоматизированных процессов и качества воды.
Каждый педагогический работник, проводящий занятия с обучающимися на воде, должен регулярно проходить специальные курсы повышения квалификации в Институте повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов физической культуры, спорта и туризма Белорусского государственного университета физической культуры, а также владеть не только методикой обучения плаванию, но и навыками спасания на воде.
В случаях, когда учреждения образования используют для обучения обучающихся навыкам плавания бассейны других министерств и ведомств, между ними заключается договор, в содержание которого вносятся не только права и обязанности сторон, но и мера ответственности при возникновении несчастных случаев с обучающимися.
Контроль за организацией обучения навыкам плавания обучающихся осуществляет руководитель учреждения образования совместно с работниками здравоохранения и санитарно-эпидемиологических служб.
Заместитель Министра |
В.А.Будкевич |
Занятия по эффективному обучению плаванию обучающихся
Сентябрь
1 неделя:
Цель: Выявить уровень подготовленности детей. Закреплять правила поведения в бассейне, добиваться их выполнения.
Ход: Маленькие и большие, Цапли, Лодочка, Лошадки, Кто выше, Моторчики, Кто больше пузырей, Игра «Море волнуется»
2 неделя:
Цель: Отрабатывать работу рук и ног у бортика. Закреплять вход в воду скольжением. Добиваться четкого выполнения команд. Воспитывать дисциплинированность.
Ход: Ходьба в построении, Медуза, Цапли, Лягушки, Медуза кругом, Моторчики, Стрелка, Торпеда, Игра «Лягушки и щуки»
3 неделя:
Цель: Продолжать учить выполнять 10-12 погружений. Задерживать дыхание на длительное время. Координировать движения рук и ног при плавании. Воспитывать выносливость.
Ход: Лодочка, Гуси, Цирковые лошадки, Медуза кругом, Лягушки, Торпеда, Спрячься, Стрелка, Игра «Поезд в тоннель
4 неделя:
Цель: Отрабатывать движения ног при плавании на мяче. Упражняться в глубоком дыхании при плавании. Воспитывать решительность.
Ход: Проплыви дальше, Стрелка, Пружинка, Моторчики, Смелые ребята,
Игра «Эстафета с нырянием.
Октябрь
1 неделя:
Цель: Учить плавать на спине с помощью «цепочки». Выполнять 10-12 погружений подряд, дышать при этом ритмично, плавно выдыхать в воду. Воспитывать организованность.
Ход: Ходьба в построении, Стрелка, Смелые ребята, Спрячься, Торпеда, Бакен, Игра «Водолазы»
2 неделя:
Цель: Закреплять умение лежать на груди на «цепочке». Учить скользить на спине. Упражнять в задержке дыхания. Воспитывать ловкость.
Ход: Ходьба в построении, Гуси, Зайцы, Дельфины, Стрелка, Бакен, Пружинка, Кто больше пузырей, Игра «Жучок-паучок»
3 неделя:
Цель: Закреплять умение лежать на груди с цепочкой. Скользить на спине. Делать полный выдох в воду. Закреплять правила поведения в воде. Воспитывать дисциплинированность.
Ход: Ходьба в построении, Лодочка, Медуза, Смелые ребята, Стрелка, Дыши правильно, Игра «Охотники и утки»
4 неделя:
Цель: Лежать на груди с цепочкой. Упражняться в скольжении на груди с мячом. Упражняться в заныривании. Воспитывать желание заниматься.
Ход: Ледокол, Медуза, Кувырок, Волчок, Озорные лягушата, Тюлени, Бакен, Поезд в тоннель, Игра «Хоровод».
Ноябрь
1 неделя:
Цель: Развлечение на воде
Учить использовать навыки и умения в играх. Доставить детям радость от общения с водой.
Ход: Ледокол, Медуза, Кувырок, Волчок, Озорные лягушата, Тюлени, Бакен, Поезд в тоннель, Игра «Хоровод»
2 неделя:
Цель: Закреплять умение скользить на груди. Выполнять упражнения на дыхание. Использовать навыки и умения в играх.
Ход: Ледокол, Кто быстрее, Спрячься, Стрелка, Дельфины, Торпеда, Игра «Ловишки с поплавком»
3 неделя:
Цель: Закреплять умение работать ногами, стиль «кроль». Плавать под водой в очках. Закреплять правила поведения в воде. Воспитывать организованность.
Ход: Упражнения с мячом, Дельфины, Лошадки, Торпеда. Волчок, Покажи пятки, Игра «Услышь свисток».
4 неделя:
Цель: Упражняться в заныривании. Скользить на груди и спине сквозь обруч. Упражняться в плавании любым способом.
Ход: Упражнения с хлопками, Поезд в тоннель, Моторчики, Стрелка, Пружинка, Игра-соревнование «Мы пловцы»
Декабрь
Цель: Закреплять умение работать ногами, лежа на спине. Упражнять в задержке дыхания. Уверенно чувствовать себя в воде.
Ход: Ходьба в построении, Ледокол, Озорные лягушата, Волчок, Торпеда, Спрячься, Стрелка, Пружинка, Игра «Верхом на мяч»
1 неделя:
2 неделя:
Цель: Отрабатывать движения рук и ног лежа на груди у бортика. Использовать полученные навыки в свободном плавании. Плавать любым способом.
Ход: Ледокол, Большие и маленькие, Медуза, Моторчики, Стрелка, Игра «Коробочка»
3 неделя:
Цель: Лежать на спине с цепочкой. Держаться на воде. Плавать с полной координацией. Воспитывать смелость, решительность.
Ход: Упражнения в кругу, Поплавок, Медуза, Вертушка, Звездочка, уточка, Моторчики, Игра «Хоровод»
4 неделя:
Цель: Лежать на спине без поддержки. Плавать на груди и спине с полной координацией. Воспитывать выдержку, смелость.
Ход: Упражнения с хлопками, Лошадки, Ледокол, Медуза, Спрячься, Игра «Коробочка».
Январь
1 неделя:
Цель: Спортивный досуг «Веселые дельфины»
использовать полученные умения и навыки в играх. Упражняться в плавании.
Ход: Поезд в тоннель, Поплавок, Медуза, Звездочка, Игра «Щучки и лягушки»
2 неделя:
Цель: Плавать на спине с полной координацией. Упражняться в задержке дыхания. Закреплять правила поведения в воде. Воспитывать дисциплинированность.
Ход: Ледокол, Лошадка, Поплавок, Звездочка, Медуза, Уточка, Вертушка, Поезд в тоннель, Игра «Коробочка»
3 неделя:
Цель:
Ход: Лодочка, Ледокол, Лошадка, Воробушки, Поплавок, Медуза, Звездочка, Пружинка, Игра «Зеркальце»
4 неделя:
Цель:
Ход: Ходьба в построении, Воробушки, Медуза, Ледокол, Дельфины, Стрелка, Спрячься, Поплавок, Звездочка, Игра «Эстафета с нырянием».
Февраль
1 неделя:
Цель: Продолжать погружаться под воду с головой 10-12 раз подряд. Отрабатывать движения рук у бортика. Упражняться в задержке дыхания. Воспитывать выносливость.
Ход: Ходьба в построении, Медуза, Ледокол, Спрячься, Моторчики, Стрелка,
Игра «Охотники и утки»
2 неделя:
Цель: Учить скользить или плавать работая ногами. Продолжать скользить с заныриванием сквозь обруч. Добиваться правильного, плавного скольжения, без брызг.
Ход: Ходьба в построении, Лошадки, Стрелка, Цапли, Лошадки, Спрячься, Поезд в тоннель, Игра «Юные подводники»
3 неделя:
Цель: Входить в воду скольжением. Упражняться в скольжении сквозь обруч различными способами. Четко выполнять упражнения.
Ход: Ходьба в построении, Медуза, Цапли, Ледокол, Лягушки, Игра «Хоровод»
4 неделя:
Цель: Скользить под водой, задерживая дыхание. Скользить на спине с «цепочкой». Принимать горизонтальное положение на спине. Воспитывать уверенность.
Ход: Ходьба в построении, Крокодилы, Лодочка, Цапли, Медуза, Спрячься, Торпеда, Стрелка,
Игра «Щука и лягушки»
Март
1 неделя:
Цель: Учить выполнять упражнения и движения с большей активностью. Скользить под водой, задерживая дыхание на длительное время. Воспитывать желание добиваться новых результатов.
Ход: Мышки и великаны, Морские коньки, Стрелка, Кто дальше, Волчек, Поплавок, Звездочка, Игра «Морской бой»
2 неделя:
Цель: Отрабатывать технику плавания на груди. Выполнять 10-12 погружений по сигналу инструктора. Скользить на груди на расстояние. Воспитывать самостоятельность.
Ход: Ходьба в построении, Зайцы, Спрячься, Стрелка, Тюлени, Игра «Буксир»
3 неделя:
Цель: Продолжать отрабатывать технику плавания. Продолжать учить скользить сквозь обруч плавно, без брызг. Закреплять правила поведения в
Бассейне.
Ход: Гуси, Лошадки, Упражнения с мячом, Моторчки, Звездочка, Поплавок, Игра «Лягушки и цапли».
4 неделя:
Цель: Учить использовать полученные навыки в играх-соревнованиях. Скользить на груди без поддержки. Воспитывать умение естественно передвигаться в воде.
Ход: Стрелка, Игра «Буксир», Игра «Водолазы», «Угадай по названию»
Апрель
1 неделя:
Цель: Учить плавать с полной координацией рук и ног, используя полученные навыки. Закрепить упражнение «Звездочка». Воспитывать смелость, чувствовать сопротивление воды.
Ход: Лодочка, Ледокол, Медуза, Поезд в тоннель, Моторчики, Звездочка, Игра «Буксир»
2 неделя:
Цель: Продолжать учить плавать с полной координацией рук и ног. Упражняться в погружении под воду 10 – 12 раз подряд. Воспитывать желание добиваться новых результатов.
Ход: Ходьба и бег парами, Лягушки, Ледокол, Дельфины, Спрячься, Смелые ребята, Стрелка, Игра «Хоровод»
3 неделя:
Цель: Продолжать учить плавать в очках. Учить использовать полученные навыки плавания в играх. Воспитывать самостоятельность в выборе и организации игры.
Ход: Ходьба в построении, Зайцы, Крабы, Ледокол, Дельфины, Спрячься, Смелые ребята, Пружинка, Игра «Ловишки с мячом».
4 неделя:
Цель: Продолжать учить плавать – скользить на груди и спине.
Отрабатывать работу ног, воспитывать смелость, внимательност
Ход: Мышки и великаны, Ходьба в построении, Спрячься, Торпеда, Моторчики, Смелые ребята, Игра «Буксир».
Май
1 неделя:
Цель: Продолжать учить входить в воду скольжением. Выполнять все упражнения четко, с большой активностью. Воспитывать организованность.
Ход: Ходьба в построении, Медуза, Цапли, Гуси, Дельфины, Игра «Эстафета с нырянием».
2 неделя:
Цель: Итоговое занятие:
- плавать или держаться на воде без поддерживающих средств любым способом.
Ход: Ходьба в построении, Цапли, Ледокол, Спрячься, Покажи пятки, Поезд в тоннель, Игра «Щучки и лягушки»
3 неделя:
Цель: Продолжать упражняться в выполнении знакомых упражнений. Скользить сквозь обруч с заныриванием. Воспитывать желание заниматься. Ход: Крокодилы, Гуси, Зайцы, Поплавок, Звездочка, Медуза,
Игра «Кто дольше под водой».
4 неделя:
Цель: Закреплять умение держаться на воде – упражнение «Звездочка». Задерживать дыхание на длительное время. Воспитывать выносливость.
Ход: Поплавок, Медуза, Звездочка, Вертушка, Уточка, Игра «Кто дальше».