Методическая работа в 2024/2025 учебном году
Тема: «Повышение качества образования средствами учебных предметов, в том числе в контексте формирования функциональной грамотности учащихся».
Цель: совершенствование профессиональной компетентности педагога по вопросам формирования функциональной грамотности учащихся.
Задачи:
1. повысить уровень профессиональной компетентности педагогических работников учреждения образования в вопросах формирования функциональной грамотности учащихся;
2. осуществить методическое сопровождение роста профессиональной компетентности педагогических работников и их успешной аттестации;
3. включить педагогов в деятельность по освоению и реализации в образовательной практике современных технологий обучения и воспитания по средством формирования функциональной грамотности;
4. повысить качество образовательного процесса средствами учебных предметов;
5. формировать и развивать готовность педагогических работников к реализации проектной деятельности, вовлекать педагогов в проектную деятельность.
Основные направления работы
В течение 2024/2025 учебного года в рамках методической работы по совершенствованию профессиональной компетентности педагогических работников в вопросах формирования основ функциональной грамотности учащихся будет:
организована деятельность методических формирований педагогических работников по вопросам формирования основ функциональной грамотности учащихся, иным актуальным направлениям;
акцентировано внимание на работе с молодыми специалистами, организовано наставничество;
использоваться разнообразные эффективные формы работы с педагогами (тимбилдинг, коучинг-сессии, педагогические лаборатории, клубы, методические марафоны, педагогические квесты и мастерские, мастер-классы, методические ярмарки, семинары, конференции, методические мосты, виртуальные экскурсии и медиапутешествия, проекты и акции, методические выезды, педагогические форумы, фестивали, конкурсы и т.д.).
Развитие профессиональной компетентности педагогов будет осуществляется через работу методических формирований: учителей начальных классов, учителей физической культуры и здоровья и воспитателей ГПД (председатель Кравчук О.И.), учителей естествознания и точных наук (председатель Лютыч А.А.), учителей гуманитарного цикла (председатель Волчецкая Л.И.), классных руководителей (председатель Стреха А.В.).
В соответствии с одной из основных задач социально-экономического развития страны в 2024 году и на период до 2030 года определено повышение качества образования. 2024 год Указом Президента Республики Беларусь от 27 ноября 2023 г. № 375 проходит под знаком Года качества. Поэтому в 2024/2025 учебном году образовательный процесс ориентирован на формирование у учащихся ключевой компетенции «умение учиться», обеспечивающей личностное и познавательное развитие человека на протяжении всей жизни. Предпосылкой для формирования данной компетенции является наличие определенного уровня функциональной грамотности – готовности и способности решать учебные и жизненные задачи на основе освоенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Формирование функциональной грамотности учащихся обусловило необходимость преимущественного использования учителями методов обучения и воспитания, направленных на формирование у учащихся навыков самостоятельной учебной деятельности при проведении учебных и факультативных занятий. Основными принципами функциональной грамотности являются: метапредметность, практикоориентированность, функциональность, ситуативность, интегративность, командное взаимодействие, включение в проектную деятельность.
Таким образом, образовательный процесс, ориентированный на формирование основ функциональной грамотности, не требует радикальных изменений, но предполагает смещение акцентов в его содержании, обогащение его заданиями на развитие навыков ХХI века и личностных качеств учащихся.