Кафедра возрастной и семейной психологии

Кафедра возрастной и семейной психологии;

(заведующий кафедрой Лопата О.А., педагог психолог)

 

Тема занятий:

 І ступень

«Как родители могут помочь ребенку учиться»

 ІІ ступень

 «Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка.    Нравственные и культурные ценности семьи»

 ІІІ ступень

 Как помочь ребенку в период подготовки к экзаменам?

Признаки интернет-зависимости у подростка

СОВЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПОДРОСТКОВОГО СУИЦИДА

Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом.

Психологический смысл суицида чаще всего заключается в снятии эмоционального напряжения, ухода от той ситуации, в которой волей оказывается человек.

Причины проявления суицида

  1. Отсутствие доброжелательного внимания со стороны взрослых.
  2. Резкое повышение общего ритма жизни.
  3. Социально-экономическая дестабилизация.
  4. Алкоголизм и наркомания среди родителей.
  5. Жестокое обращение с подростком, психологическое, физическое и сексуальное насилие.
  6. Алкоголизм и наркомания среди подростков.
  7. Неуверенность в завтрашнем дне.
  8. Отсутствие морально-этических ценностей.
  9. Потеря смысла жизни.
  10. Низкая самооценка, трудности в самоопределении.
  11. Бедность эмоциональной и интеллектуальной жизни.
  12. Безответная влюбленность.

свернуть

ТРЕВОЖНЫЕ МАРКЕРЫ В ПОВЕДЕНИИ ПОДРОСТКА

ТРЕВОЖНЫЕ МАРКЕРЫ В ПОВЕДЕНИИ ПОДРОСТКА. КАК ВЕСТИ СЕБЯ РОДИТЕЛЯМ?

 

Один из самых сложных периодов в развитии ребенка – подростковый возраст. Специалисты относят его к возрастным кризисам, это непростое время и для родителей, и для самих подростков. Важнейшая психологическая особенность этого периода - зарождающееся чувство взрослости. Уровень притязаний подростка предвосхищает будущее его положение, которого он фактически еще не достиг, и намного превышает его возможности. Это выражается в ярко выраженном стремлении отстаивать свою независимость и права, в тоже время ожидая от взрослых одобрительных оценок, помощи, защиты и поддержки.

Для подросткового возраста можно выделить такие характерные черты:

-   демонстративность во всем (поведение, внешний вид);

-              эмоциональная     нестабильность     (импульсивность,     перепады настроения, повышенная ранимость, обидчивость);

-     бурный рост, развитие и перестройка организма, неравномерность физического развития;

-   повышенная чувствительность к оценке посторонних;

-   потребность в принятии сверстниками;

-        стремления   противопоставить   себя   взрослым,   отстаивать   свою независимость и права;

-   снижение родительского авторитета;

-        бунт   против   контроля   со   стороны   взрослых   и   одновременно потребность в руководстве и ожидание поддержки;

-   зависимость самооценки от стиля взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Для подростка очень важно признание родителями равенства его прав со взрослыми. Если во взаимоотношениях между родителями и подростком не все ладится, есть трудности - никогда не поздно все изменить. Правда, чем старше ребенок, тем больше взрослым необходимо прилагать усилий. Но безвыходных ситуаций не бывает, важно проявить терпение, не останавливаться на полпути.

Поведение подростка, на которое следует обратить особое внимание:

·                     часто грустное настроение, чувство одиночества, бесполезности;

·                     стремление к рискованным действиям, неоправданным и опрометчивым поступкам, отрицание проблем;

·                     прямые высказывания типа «Я не могу этого выдержать», «Я устал(а) от такой жизни», «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Нет смысла жить дальше», «Скоро все закончится»;

·                     нехарактерное для данного подростка поведение: снижение социальной активности у ранее общительных детей или наоборот, повышенная общительность у тихонь, несвойственное желание уединения,

предпочтение траурной или скорбной музыки, внезапный интерес, проявляющийся косвенно или прямо к отравляющим веществам, раздача личных вещей, утрата интереса к любимым занятиям;

·                     разговоры об отсутствии ценности жизни;

·                     высказывания типа «Ничего, скоро вы отдохнете от меня», «Он (она) очень скоро пожалеет о том, что отверг меня», «Ничего, скоро все это закончится для меня». Конечно, при этом необходимо учитывать контекст высказывания.

·                     несчастная любовь. Взрослые зачастую считают подростковую любовь несерьезной. При неудачном «любовном» опыте ребенок может решить, что он неудачник, никому не нужен в этом мире;

·                     проблемы в отношениях со сверстниками. Ребенок может чувствовать себя белой вороной, изгоем, с которым никто не хочет общаться.

Как построить разговор с подростком?

1.                 Не паникуйте! Эмоциональная стабильность взрослого помогает успокоится подростку. Важно сохранять доброжелательный, спокойный настрой. Не пытайтесь сгладить провоцируемые ребенком конфликты. Дайте выход его агрессии, а затем послушайте, что вызывает гнев.

2.                 Выслушивайте. Если подросток пытается вам что-то продемонстрировать, каким бы то ни было способом, значит он доверяет вам и верит, что вы способны услышать. Сначала, без осуждений, выслушайте ребенка, если его слова пугают вас, скажите об этом прямо. Ему нужна помощь, а не заверения о том, что все в порядке.

3.                 Будьте внимательны. Внимательно относитесь ко всему, сказанному подростком, даже если на ваш взгляд кажется, что это незначительные проблемы. Подросток может явно не показывать свои чувства, но вместе с тем испытывать сильнейшие переживания.

4.                 Уважайте эмоции. Не обесценивайте переживания ребенка. Не останавливайте слезы, когда они есть - нередко за такой реакцией стоит душевная боль. Боли нужен выход. А ребенку, который плачет - нужна поддержка. Отразите его переживания - скажите, что вы видите, что ребенку больно и спросите, как вы можете помочь. Для подростка переживание любви, предательства, одиночества – самые сильные. Ребенок будет доверять вам больше, если не услышит «У тебя таких Марин (или Саш) будет миллион». Если подросток увидит, что вы принимаете и понимаете его боль, искренне сочувствуете его переживанием – доверия между вами станет еще больше.

5.                 Вселяйте надежду. Расскажите о своих (возможно схожих) переживаниях, поделитесь своим опытом преодоления этой ситуации, расскажите о том, как и при каких обстоятельствах вы справились. Вспомните те трудные ситуации, которые вашему ребенку удалось преодолеть. Подчеркните, что с любой кризисной ситуацией можно справится.

6.                 Ищите выход из трудной ситуации. Откажитесь от навязывания своего мнения. Предложите помощь, сотрудничество в решении трудной

ситуации. Заверьте ребенка, что у него есть возможность обратиться за помощью в любой момент и вы откликнитесь.

Разговаривайте с ребѐнком, интересуйтесь его жизнью, потребностями: что у него происходит, что получается, а что – нет, в какой помощи он нуждается, как видит ваши отношения и что бы ему хотелось в них изменить. Такие разговоры важны, находите для них время вне контекста критики ребѐнка и обсуждения его успеваемости в школе. Для подростка очень важно, чтобы рядом был взрослый, поддерживающий и понимающий, а такое общение может стать основополагающим в формировании навыков жизнестойкости и развития психологической устойчивости к неблагоприятным воздействиям извне.

свернуть

«Первая любовь в жизни вашего ребенка»

 

«Первая любовь в жизни вашего ребенка»

Первая любовь вашего ребенка. Это может произойти не в 16 лет, как пишут классики, а в любой момент с тех пор, как малыш научился ходить и говорить. Психологи

считают, что именно от реакции родителей на первое увлечение ребенка, будут зависеть ваши с ним дальнейшие взаимоотношения. Если ваше поведение соответствует

ожиданиям малыша, то и в дальнейшем он со своими проблемами будет приходить к вам, как к старшему другу и советчику. В противном случае вы рискуете навсегда

потерять доверие своего дитя. Для родителей первая любовь ребенка - это своеобразная проверка на прочность.

 

Психологи выделяют четыре возраста детской любви: дошкольник, младший школьник, подросток и

старшеклассник.

И тактику действий родителям необходимо выбирать соответственно возрасту ребенка.

 

Ваш ребенок - дошкольник

Первая любовь в ясельном возрасте - это не детская прихоть. Это естественный этап развития и взросления личности маленького человечка. В этом возрасте у малышей присутствует детская непосредственность. Ребенок еще не научился скрывать свои чувства от окружающих. Крохе хочется поделиться со всеми своей радостью, и в первую очередь - с родителями. Трехлетний карапуз может смело признаться в любви пятилетней красавице. Он, не

стесняясь, называет предмет своей симпатии невестой (женихом). Причем в этом возрасте дети очень часто меняют объект своей любви. Вчера ему нравилась одна девочка, завтра - другая, послезавтра - третья и так до бесконечности.

Совет родителям:

Обратите внимание, в кого обычно влюбляется ваш малыш. Вы легко поймете, что для него стоит на первом месте: красота, сила, ловкость, смелость или наоборот задиристость и хулиганство. В детском саду дети обычно влюбляются не в человека, а в качества, которыми он обладает. Именно поэтому девочка может одновременно "полюбить" десяток кавалеров. Ведь не может же один мальчик совместить в себе все притягательные качества. Это нормально. Не критикуйте ребенка за непостоянство и не пытайтесь объяснить, что любовь может быть только одна. Радуйтесь: у вас растет эмоциональный ребенок. И в ваших силах направить его эмоции в нужное русло.

Если малыш обратился к вам за советом, постарайтесь помочь крохе и подробно ответить на все его вопросы. Расскажите, как это было у вас. Вы ведь тоже когда-то влюблялись в первый раз в жизни. Ребенку будет интересно узнать подробности из вашего детства. Только постарайтесь, чтобы ваши истории были понятны его возрасту. Не смейтесь, если малыш поделился с вами своими проблемами. Хотя, возможно, вам они кажутся сущим пустяком. И в три года бывает настоящая любовь.

Младший школьник

Этот возраст является переломным для ребенка. Если в детском саду малыш не стеснялся открыто выражать свои чувства, то сейчас появляется пассивность и скромность. Ребенок еще не выработал оптимальную модель отношений с противоположным полом. И часто выражает свои чувства через агрессию и отрицание. Мальчик может обстрелять понравившуюся девочку из рогатки. А девочки обычно прячут свои чувства за насмешками и показным равнодушием.

 

Совет родителям:

Попробуйте договориться с ребенком, как со взрослым. Если вы хотите, чтобы ребенок охотно шел на контакт, подчеркивайте его самостоятельность, независимость и право выбора. А прежде чем ругать маленького драчуна, попробуйте разобраться.

Возможно, он из самых светлых чувств подрался с девочкой. Если у вас растет сын, расскажите ему, как за вами раньше ухаживали мальчика, что вам нравилось, а что нет. Причем в подобных беседах желательно участие и мамы и папы (может быть бабушки или дедушки). Для того чтобы выработать оптимальную модель отношений с противоположным полом ваше чадо должно видеть реакцию и мужчины и женщины.

Зачастую любовь мешает учебе. Не пытайтесь давить на ребенка, и объяснять, что "Учеба - прежде всего". Учеба и любовь это совершенно разные вещи и одно не противоречит другому. Задача родителей объяснить ребенку, что хорошая успеваемость это еще один козырь для привлечения внимания к своей персоне. Тогда, чтобы понравиться избраннице (избраннику), ребенок будестремиться хорошо учиться.

Подросток

Это самый сложный возраст. Мнение взрослых ставится под сомнение и появляется подростковый негативизм: "Я сам все знаю лучше вас. Не лезьте в мою жизнь". Очень часто в 13-14 лет ребенок считает, что ему лезут в душу, и становится замкнутым.

Подростки могут завести роман, чтобы самоутвердиться перед друзьями. Причем в качестве объекта для поклонения они обычно выбирают того, кто нравится в первую очередь друзьям. Им важно, чтобы окружающие завидовали и восхищались.

 

Совет родителям:

Прежде всего, постарайтесь приспособиться к изменениям в ребенке и придерживайте свои претензии при себе. Если вы не разделяете его вкусов - молчите. Попробуйте вывести ребенка на откровенный разговор, чтобы понять, что его привлекает в избраннике. Только не забывайте, что разговор и нравоучения это совершенно разные вещи. Постоянно рассказывайте ребенку, какой он красивый, умный, остроумный, сильный, и.т.д. Самое главное хвалить от души. Ребенок должен быть уверен в себе, тогда он не станет самоутверждаться за счет окружающих, и будет искать самого достойного избранника. И не забудьте поговорить про контрацепцию, даже если вам кажется что еще слишком рано. Иначе потом будет поздно.

Старшеклассник

В этом возрасте у подростка уже сформировались представления об идеальном избраннике. И если он встречается, то все остальное становиться неважным. Девочки начинают мечтать о замужестве и готовы пожертвовать всем ради любимого. Так же распространена ситуация, когда старшеклассник сам создает себе кумира, а потом в него влюбляется. Причем кумиром может быть и известный человек, и второгодник Петя.

 

Совет родителям:

Объясните ребенку, что первая любовь, это не обязательно любовь на всю жизнь. Не надо идеализировать своего возлюбленного. Он не единственный представитель противоположного пола и скорей всего не идеал. Поэтому не стоит сразу кидаться в омут с головой. Впереди будет много интересного. Если ребенок категорически не соглашается слушать ваших советов, не давите, пусть поступает по- своему. Ошибется - приобретет опыт. Чем больше вы протестуете, тем больше желание вашего взрослеющего чада сделать все наоборот.

 

И самое главное:

Не пытайтесь поссорить молодых влюбленных. Иначе потом, при любом исходе, вы будете виноваты в неудавшейся жизни. Ребенок уже давно вырос и вправе сам решать, как ему дальше жить. Поэтому постарайтесь если не одобрять, то хотя бы уважать его выбор.

свернуть

РЕЖИМ ДНЯ ШКОЛЬНИКА

УО «Белорусский государственный медицинский университет» Кафедра гигиены детей и подростков

РЕЖИМ ДНЯ ШКОЛЬНИКА

 

Режим дня - это распределение времени на все виды деятельности и отдыха в течение суток с учетом возраста и состояния здоровья.

Обязательные элементы режима дня школьников:

  1. Режим питания (интервалы между приемами пищи и кратность питания).
  2. Продолжительность и кратность сна.
  3. Время пребывания на свежем воздухе в течение дня.
  4. Продолжительность и место обязательных занятий, как в условиях учреждений образования, так и дома.
  5. Продолжительность составных элементов деятельности, правильное чередование труда и отдыха.
  6. Свободное время,    возможность    обеспечить     двигательную активность, занятия по интересам.

При   построении   режима   дня   учащихся   необходимо   учитывать особенности функционирования нервной системы детей и подростков:

  • высокий уровень активности коры больших полушарий в утренние и дневные часы, снижение его после обеда, падение в вечерние часы;
свернуть

АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА В НОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ. СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПЯТИКЛАССНИКОВ

Переход учащихся из начальной школы в среднюю является одним из критических этапов в школьной жизни ребенка. Период адаптации иногда занимает от 3х недель до полугода. Задача взрослых - облегчить детям трудности этого периода, помочь им стать успешными в 5 классе.

Это сложный этап, и не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей.

Особенности адаптационного периода

Как показывает практика, большинство детей переживает это событие как важный шаг в своей жизни. Они гордятся тем, что «уже не маленькие». Появление нескольких учителей с разными требованиями, разными характерами, разным стилем отношений является для них зримым показателем их взросления.

Переход учащихся из начальной школы в среднюю справедливо считается кризисным периодом. Многолетние наблюдения педагогов и школьных психологов свидетельствуют о том, что этот переход неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным. Хотя бывает и так, что ребенок, еле-еле учившийся в начальных классах, вдруг становится твердым хорошистом.

Этот период носит название адаптационного.

В адаптационной период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, «развязными», чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными. Иногда нарушается сон, аппетит... Подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70–80% школьников. У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 2–4 недели после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2–3 месяца и даже больше. С адаптационным периодом часто связаны и заболевания детей. Подобныe заболевания носят психосоматический характер. Можно ли избежать серьезных проблем с учебой при переходе в среднюю школу? Опыт показывает, что можно. Но для этого необходимо учитывать все факторы, влияющие на качество обучения в пятом классе.

Фактор 1. ЗАБЫВАНИЕ

За летний период происходит забывание изученного материала особенно это происходит с детьми, обладающими кратковременным видом памяти. Забывание изученного за лето происходит не только на рубеже начальная-средняя школа, забывание происходит в любом классе школы. А тот период повторения недостаточный, чтобы повторить весь забытый материал

Фактор 2. ПРИВЫЧКА К КОНТРОЛЮ

В начальной школе учащиеся всегда находятся в поле зрения одного, который контролирует степень их готовности к очередному уроку, помогает урегулировать конфликтные ситуации с другими учителями (например, ребенок забыл физкультурную форму, не принес альбом). Учитель начальных классов находится в тесном контакте с родителями. Он внимательно следит за тем, чтобы вся необходимая информация была записана в дневник и доведена до их сведения.

В средней школе дети оказываются предоставленными сами себе. Они должны самостоятельно переходить из кабинета в кабинет, готовиться к урокам, и очень часто им приходится самостоятельно решать вопросы с учителями. Опоздать на урок, забыть какую-нибудь учебную принадлежность, не сделать задание — все это становится более серьезным проступком, чем в начальной школе.

С классным руководителем пятиклассники встречаются только на уроках, которые он ведет, и на редких, к сожалению, классных часах. Естественно, что и родители не могут быть в курсе всего происходящего в школе.

Получается, что учащиеся, которые еще вчера были под постоянным контролем со стороны учителя и родителей, теперь должны совмещать учебные и организационные стороны школьной жизни.

Некоторые дети в силу своих психологических особенностей не готовы к подобной самостоятельности, они испытывают растерянность, все время все путают и забывают, не могут сосредоточиться на учебе. Другие дети настолько привыкли к постоянному контролю со стороны взрослых, что неспособны самостоятельно организовать собственную школьную жизнь. Другие напротив чувствуют себя вольготно, свобода их пьянит, они начинают бегать по школе, изучать все ее потайные уголки. Учителя средней школы жалуются на то что пятиклассники не умеют себя вести. А нужно всего лишь подождать. Все это, естественно, ведет к снижению успеваемости.

Фактор 3. НОВИЗНА ОБСТАНОВКИ

Занятия теперь проходят в новом кабинете, а часто — и в разных кабинетах. В расписании появились названия незнакомых предметов. И самое главное — каждый предмет ведет новый учитель.

В период адаптации важно обеспечить ребенку спокойную, щадящую обстановку, четкий режим, то есть сделать так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал поддержку и помощь со стороны родителей.

Фактор 4. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

Переход в среднюю школу может совпасть с началом физиологических изменений  в  организме  ребенка.  Ребенок  начинает  расти,  становится

плаксивым, все время хочет спать. Следствием этих явлений являются рассеянность, ослабление памяти, внимания. Естественно, что для адаптации ребенку в такой ситуации требуется больше времени.

Фактор 5. ЛИЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Резкое ухудшение качества обучения может быть связано с личными проблемами ребенка: поссорился с другом, влюбился, проблемы в семье и т.д. Знание того, что тревожит ребенка, поможет с терпением и пониманием отнестись к его неуспеваемости. Иногда достаточно переждать какое-то время, и все войдет в колею, а иногда необходима поддержка и помощь специалиста — психолога.

Фактор 6. ОТСУТСТВИЕ СПОСОБНОСТЕЙ

Скорее речь идет об отсутствии у ребенка каких-то выдающихся способностей, на что надеялись родители. Но в пятом классе появляются новые предметы, и у ребенка есть возможность проявить себя в совершенно новых сферах.

Фактор 7. ОТСУТСТВИЕ ИНТЕРЕСА

Очень частое явление — ребенок плохо учится, потому что ему неинтересно. Причины могут быть разные: постоянные неудачи, плохие отношения с учителем или сверстниками, личные проблемы. Иногда ребенок заявляет, что ему неинтересно учиться, потому что он не понимает, как то, что они изучают в школе, может пригодиться ему в жизни.

За время адаптации при благоприятных условиях пятиклассники достигают следующих результатов:

-   выполняют требования, которые предъявляются к их уровню;

-   осознают необходимость обучения;

-   овладевают способами преодоления своих трудностей, проблем;

-        владеют   умственными   операциями   (сравнение,   классификация, обобщение);

-        приобретают   социальный   опыт   обучения   на   средней   ступени обучения.

О трудностях адаптации свидетельствуют следующие признаки:

·                     Утомленный внешний вид ребенка.

·                     Замкнутость ребенка.

·                     Нежелание выполнять домашних заданий.

·                     Негативные    характеристики     в     адрес    школы,    учителей, одноклассников.

·                     Беспокойный сон.

·                     Постоянные жалобы на плохое самочувствие.

·                     Неадекватное поведение

Несколько   советов   родителям   по оказанию   помощи   в   период адаптации:

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПЯТИКЛАССНИКОВ

·                     Воодушевите ребёнка на рассказ о своих школьных делах.

·                     Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: «Как прошёл твой день в школе?». Каждую неделю выбирайте время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте с ребёнком о школе. Запоминайте отдельные имена, события и детали, о которых ребёнок вам сообщает, используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе.

·                     Регулярно беседуйте с учителями вашего ребёнка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.

·                     Без колебаний побеседуйте с учителем, если вы чувствуете, что не знаете о школьной жизни вашего ребёнка или его проблемах, связанных со школой, или о взаимосвязи его школьных и домашних проблем. Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителем вашего ребёнка не реже, чем раз в два месяца.

·                     Не связывайте оценки за успеваемость ребёнка со своей системой наказаний и поощрений.

·                     Ваш ребёнок должен оценивать свою хорошую успеваемость как награду, а неуспеваемость – как наказание. Если у ребёнка учёба идёт хорошо, проявляйте чаще свою радость. Выражайте озабоченность, если у ребёнка не все хорошо в школе. Постарайтесь насколько возможно, не устанавливать наказаний и поощрений они могут привести к эмоциональным проблемам.

·                     Помогайте ребёнку выполнять домашние задания, но не делайте их сами.

·                     Продемонстрируйте интерес к этим заданиям. Если ребёнок обращается к вам с вопросами, связанными с домашними заданиями, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не подсказывайте их.

·                     Помогите ребёнку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе.

·                     Выясните, что вообще интересует вашего ребёнка, а затем установите связь между его интересами и предметами, изучаемыми в школе. Например, любовь ребёнка к фильмам можно превратить в стремление читать книги, подарив книгу, по которой поставлен фильм. Ищите любые возможности, чтобы ребёнок мог применить свои знания, полученные в школе, в домашней деятельности. Например, поручите ему рассчитать необходимое  количество  продуктов  для  приготовления  пищи  или

необходимое количество краски, чтобы покрасить определенную поверхность.

  • Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддержать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в жизни ребёнка происходят изменения.
  • Старайтесь избежать больших изменений или нарушений в домашней атмосфере. Спокойствие домашней жизни поможет ребёнку более эффективно решать проблемы в школе.
  • В этот период родители должны быть особенно внимательны к своим детям.

ЗДОРОВЬЕ

  • Не забывайте о смене учебной деятельности ребёнка дома, создавайте условия для двигательной активности между выполнением домашних заданий. Наблюдайте за правильной позой во время выполнения домашних заданий, заботьтесь о правильном световом режиме. Предупреждайте близорукость, искривление позвоночника, тренируйте мелкие мышцы кистей рук. Обязательно вводите в рацион ребёнка витаминные препараты, фрукты и овощи. Организуйте правильное питание. Заботьтесь о закаливании ребёнка, максимальной двигательной активности.
  • Воспитывайте ответственность ребёнка за свое здоровье.

АДАПТАЦИЯ

Первое условие школьного успеха пятиклассника – безусловное принятие ребёнка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться. Родители должны обязательно проявлять интерес к школе, классу, в котором учится ребёнок, к каждому прожитому им школьному дню. Обязательно знакомьтесь с одноклассниками вашего ребёнка и общайтесь с ними после школы. Недопустимы физические меры воздействия, запугивание, критика в адрес ребёнка, особенно в присутствии других людей. Учитывайте темперамент ребёнка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если взрослые и сверстники относятся к ним насмешливо и даже жестоко, проявляют насилие. Предоставляйте ребёнку самостоятельность в учебной работе и организуйте обоснованный контроль за его учебной деятельностью. Развивайте самоконтроль, самооценку и самодостаточность ребёнка.

свернуть

АДАПТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

АДАПТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Первый класс считается самым важным годом в жизни школьника. Правильная адаптация положительно влияет на учебный процесс, мотивирует к получению новых знаний, позволяет легко влиться в новый коллектив и завести друзей.

Привыкнуть к школе после детского садика сложно практически всем детям. В дошкольном возрасте от ребёнка не требовалось особой дисциплины, занятия проходили в игровой форме, было время побегать и отводился час для сна и отдыха. В первом классе привычный режим жизни меняется, и детям приходится подстраиваться под изменившиеся условия.

Ребёнок попадает под влияние совокупно воздействующих на его психику факторов:

·                     нового распорядка дня;

·                     ограничения на подвижные игры в школе;

·                     необходимости выстраивания отношений с одноклассниками и учителем;

·                     новой обстановки и непривычных для ребёнка обязанностей.

Адаптация к школе сложнее протекает у детей с индивидуальными особенностями нервной системы.

В группу риска входят:

·                     Гиперактивные дети. Концентрация внимания у них снижена, в силу особенностей психики им необходимо постоянно двигаться, и высидеть целый урок за партой для них – настоящий подвиг. Такие первоклассники чаще всего нарушают порядок в школе и первые месяцы учёбы практически не усваивают новый материал.

·                     Дети с повышенным порогом утомляемости. Обусловлено это может быть индивидуальными особенностями личности или хроническими заболеваниями. Школьники с повышенной утомляемостью не могут долго концентрироваться на выполнении заданий, что снижает их успехи в учёбе.

·                     Одарённые первоклассники. До поступления в школу у таких дошкольников уже есть обширный запас знаний, и первые месяцы в школе им может быть просто скучно. Из-за этого они могут баловаться, не слушать учителей.

·                     Проблемы адаптации в школе могут быть связаны с повышенными требованиями родителей. Не стоит ждать от ребёнка невозможного - привыкание может занять не один месяц, и это считается нормальным.

Родители играют важную роль в процессе адаптации к школе. Они могут создать определенную психологическую установку, формируя таким образом отношение к учебному процессу. Период привыкания к новому образу жизни может быть разным. Он может занять от двух недель или полугода.

Адаптация первоклассника к школе начинается с создания у ребенка правильной мотивации. Именно от нее зависит, с каким желанием он будет идти в школу по утрам. Любые попытки новоиспеченного ученика познать что-то новое, независимо от результатов, должны встречать внимание и поддержку со стороны мамы и папы. Если ребенок будет ощущать психологическую опору со стороны семьи, у него будет отсутствовать страх перед новым и неизведанным, а это крайне важно для успешной адаптации.

Особенности социально-психологической адаптации детей к школе

Наиболее сложный период психологической и физиологической адаптации первоклассников продолжается 4–6, а у ослабленных – до 8 недель (с 1 сентября по 15 октября).

Условно по степени адаптации всех детей можно разделить на три группы.

Первая группа детей адаптируется к школе в течение первых двух месяцев обучения. За тот же период проходит и наиболее острая физиологическая адаптация. Эти дети относительно быстро осваиваются в новом коллективе, находят друзей, у них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, приветливы, хорошо общаются со сверстниками, с желанием и без видимого напряжения выполняют школьные обязанности. Иногда у них отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, т. к. им еще трудно выполнять все правила поведения; хочется побегать на перемене или поговорить с товарищем, не дожидаясь звонка, но к концу октября трудности, как правило, нивелируются

–   ребенок становится учеником.

Основные показатели благоприятной социально-психологической адаптации ребенка:

·                     формирование адекватного поведения;

·                     установление контактов с обучающимися и учителем;

·                     овладение навыками учебной деятельности.

Вторая группа детей проходит более длительную адаптацию, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, одноклассниками – они могут играть на уроках или выяснять отношения с товарищем, не реагируют на замечания учителя или их реакция – слезы, обиды. Как правило, эти дети испытывают трудности и в усвоении учебной программы.

Лишь к концу первого полугодия реакции этих учеников становятся адекватными требованиям школы и учителя.

Третья группа – дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями: отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Часто они не осваивают учебную программу, для них характерны трудности в обучении письму, чтению, счету и т. п. Именно на таких детей жалуются учителя, одноклассники, родители: они нередко "третируют детей", "мешают работать на уроке", их реакции непредсказуемы. Проблемы, накапливаясь, становятся комплексными.

Но за одинаковым внешним проявлением негативных форм поведения могут крыться разные причины. Адаптация затруднена и у детей, нуждающихся в специальном лечении, и у детей с нарушениями психоневрологической сферы, и у тех, кто вырос в неблагоприятных социальных условиях. Причиной нарушения социально-психологической адаптации могут стать учебные проблемы, ситуация постоянной неудачи, неадекватные требования педагога и родителей. Причем, недовольство взрослых, упреки, наказания только ухудшают ситуацию.

Нарушения социально-психологической адаптации отмечаются и у детей, не справляющихся с дополнительными нагрузками, и связаны они с постоянным действием стресса, ограничения времени. "Перегруженные" дети не только работают в несвойственном им очень быстром темпе, но и постоянно испытывают страх "не успеть" и в результате – "жертвуют" качеством любой работы.

Так или иначе, плохое поведение – сигнал тревоги, повод внимательно понаблюдать за учеником и вместе с родителями разобраться в причинах трудностей адаптации к школе.

Такие школьники часто становятся "отверженными". Это в свою очередь рождает реакцию протеста: они "задирают" детей на переменах, кричат, плохо ведут себя на уроке, стараясь выделиться. Если вовремя не разобраться в причинах такого поведения, не скорректировать затруднения адаптации, – это может привести к срыву адаптации и нарушению психического здоровья.

Основные причины нарушения адаптации:

·                     неадекватность требований педагога;

·                     стресс ограничения времени;

·                     перегрузки (эмоциональные, интеллектуальные и физические);

·                     несоответствие программ, методик, технологий возрастным и индивидуальным возможностям;

·                     нарушение   режима   и   организации   учебных   и    внеучебных занятий;

·                     нарушения психического и физического здоровья;

·                     психологическая и функциональная неготовность к условиям и требованиям процесса обучения.

Возраст начала систематического обучения

Адаптация 6-летних детей к школе длится дольше – у них наблюдаются повышенное напряжение всех систем организма, более низкая и неустойчивая работоспособность.

Год, отделяющий 6-летнего ребенка от 7-летнего, очень важен для физического, функционального и психического развития. По мнению психологов, именно в это время формируются многие психологические новообразования: механизмы регуляции поведения, ориентация на социальные нормы и требования, самооценка и т. п. Интенсивно созревает кора головного мозга, развиваются все познавательные функции (прежде всего, организации и произвольной регуляции деятельности). Вот почему многие исследователи считают более оптимальным для поступления в школу возраст не 6 (до 1 сентября), а 6,5–7 лет.

Состояние здоровья ребенка – один из основных факторов, влияющих не только на длительность и успешность адаптации к школе, но и на весь процесс дальнейшего обучения. Легче всего адаптируются здоровые дети, намного тяжелее – часто болеющие дети и дети с хроническими заболеваниями в компенсированном состоянии. У большей части из них в начале школьного обучения отмечается ухудшение состояния здоровья, сопровождающееся возникновением нервно-психических отклонений.

Готовность к обучению и состояние здоровья ребенка – те факторы, которые невозможно быстро изменить. Однако можно существенно облегчить адаптацию к школе всех детей, особенно "неготовых" и ослабленных, и это во многом зависит от учителя и родителей. Для этого необходимо, чтобы режим и условия организации учебных занятий, учебная и внеучебная нагрузка, методы преподавания, содержание и насыщенность учебных программ соответствовали возрастным возможностям детей.

Проявления дезадаптации первоклассников

1.   Неврозоподобные расстройства:

·                     нарушение сна;

·                     нарушение аппетита;

·                     неадекватные реакции;

·                     жалобы на усталость, головную боль, тошноту и т. п.;

·                     страхи, навязчивые движения (подергивание век, мышц лица, шеи, покашливание, обкусывание ногтей и т. п.);

·                     нарушение темпа речи (запинки).

2.   Неврозы, невротические расстройства (энурез, заикание, неврозы навязчивых состояний и т. п.).

3.   Астенические состояния (снижение массы тела, бледность, синяки под глазами, неустойчивая, очень низкая работоспособность, повышенная утомляемость и т. п.).

4.   Снижение сопротивляемости организма (частая заболеваемость).

5.   Снижение учебной мотивации.

6.   Снижение самооценки, повышенная тревожность, эмоциональное напряжение.

Любой фактор риска (а особенно сочетание факторов) в социальном, личностном, психофизиологическом развитии ребенка при неблагоприятных условиях обучения или неадекватных требованиях учителя и воспитателей может привести к нарушению адаптации (т. е. дезадаптации). Нужно помнить об этом и прилагать все усилия, чтобы адаптация первоклассника к обучению прошла успешно.

Советы родителям

o           Поддерживайте становление ребенка учеником. Если вы будете заинтересованы в его делах, показывая серьезное отношение к достижениям, это поможет первокласснику обрести уверенность, которая поможет быстрее привыкнуть к новым условиям.

o           Составьте распорядка дня, которому необходимо следовать вместе.

o           Объясните ребенку правила и нормы, которым нужно следовать в учебном заведении, помогите осознать важность их соблюдения.

o           Поддерживайте ребенка во всех трудностях, с которыми он столкнется в школе. Дайте ему осознать, что каждый может ошибаться, но это не значит, что нужно сдаваться.

o           Не игнорируйте проблемы, которые возникают в начале школьной жизни. Например, если у первоклассника проблемы с речью, начните посещать логопеда.

o           Если поведение ребенка дает вам повод для беспокойства, поговорите об этом с учителем или психологом. Профессиональные рекомендации родителям первоклассников в период адаптации помогут легче пережить непростой этап.

o           Помните, что похвала — это стимул к новым победам. Старайтесь в любой работе находить повод для похвалы.

o           С началом школьной жизни, у первоклассника появляется новый авторитет — учитель. Уважайте мнение ребенка о нем, не допускайте при нем никакой критики школы или учителя.

  • Несмотря на то, что учеба полностью меняет ритм жизни, сделайте так, чтобы у ребенка оставалось время для игр и отдыха. Правильная организация времени поможет больше успеть.
  • Никогда ни с кем не сравнивайте своего ребёнка — это приведет либо к повышенной гордости, либо к зависти и падению самооценки. Сравнивать можно только новые успехи вашего ребенка с его прежними достижениями.
  • Помните, успех адаптации в школе во многом зависит от родителей.
свернуть