Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию Брестского райисполкома
Государственное учреждение образования
"Средняя школа д. Вистычи"
С 1 марта 2021 года в силу вступил новый Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП), которым существенно изменилась ответственность за проведение несанкционированных массовых мероприятий, а также ответственность для несовершеннолетних и их родителей.
Так, общий возраст привлечения к административной ответственности 16 лет. Но за мелкое хулиганство, оскорбление, повреждение чужого имущества и другие правонарушения, перечисленные в ст. 4.2 КоАП несовершеннолетний может быть привлечен к ответственности с 14 лет.
В соответствии со ст. 24.23 КоАП на несовершеннолетних, нарушивших установленный порядок проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия, совершенное участником таких мероприятий, а равно публичные призывы к организации или проведению собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия с нарушением установленного порядка их организации или проведения, совершенные участником таких мероприятий либо иным лицом, может быть наложен штраф в размере до 100 базовых величин.
За повторное такое правонарушение санкция ч.3 ст. 24.23 КоАП предусматривает ответственность в виде штрафа в размере от 20 до 200 базовых величин.
Если несовершеннолетний не достиг возраста 16 лет, то ответственность будут нести родители. В частности, родители или лица, их заменяющие, в случае совершения несовершеннолетним деяния, содержащего признаки административного правонарушения либо преступления, но не достигшим ко времени совершения такого деяния возраста, с которого наступает административная или уголовная ответственность, подлежат административной ответственности по ч. 1 ст. 10.3 КоАП. Санкция данной статьи предусматривает наказание в виде штрафа до 10 базовых величин.
Статьей 19.4 КоАП предусмотрена ответственность для совершеннолетних лиц за вовлечение несовершеннолетнего в участие в собрании, митинге, уличном шествии, демонстрации, пикетировании, ином массовом мероприятии, проводимых с нарушением установленного порядка. За данное правонарушение на совершеннолетнее лицо может быть наложен штраф в размере от 5 до 30 базовых величин.
В случае нахождения несовершеннолетнего в возрасте до 16 лет с 23 часов до 6 утра вне жилище, родители или лица их заменяющие, подлежат административной ответственности по ч.2 ст.10.3 КоАП за не сопровождение несовершеннолетнего в темное время суток.
Кроме того, в случае совершения несовершеннолетним правонарушения либо деяния, содержащего признаки административного правонарушения, но не достигшим возраста административной ответственности, с ним и его родителями согласно Закону Республики Беларусь от 31 мая 2003 года "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" будет проводиться индивидуальная профилактическая работа.
С 1 марта 2021 года в силу вступил новый Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП), которым существенно изменилась ответственность ответственность для несовершеннолетних и их родителей.
Так, общий возраст привлечения к административной ответственности – 16 лет. Но за мелкое хулиганство, оскорбление, повреждение чужого имущества и другие правонарушения, перечисленные в ст. 4.2 КоАП несовершеннолетний может быть привлечен к ответственности с 14 лет.
Статья 4.2. Возраст, с которого наступает административная ответственность
1) умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия либо нарушение защитного предписания (статья 10.1);
2) оскорбление (статья 10.2);
3) мелкое хищение (статья 11.1);
4) умышленные уничтожение либо повреждение чужого имущества (статья 11.3);
5) жестокое обращение с животным или избавление от животного (статья 16.29);
6) мелкое хулиганство (статья 19.1).
Статья 5.1. Профилактические меры воздействия
1) устное замечание;
2) предупреждение;
3) меры воспитательного воздействия (в отношении несовершеннолетних).
Статья 9.1. Административная ответственность несовершеннолетних
Административная ответственность несовершеннолетних в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, совершивших административные правонарушения, а также несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, совершивших административные правонарушения, предусмотренные частью 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса, наступает в соответствии с настоящим Кодексом с учетом особенностей, установленных настоящей главой.
Статья 9.2. Особенности наложения административного взыскания на несовершеннолетнего
1) в отношении него не могут применяться общественные работы, административный арест;
2) размер налагаемого на него штрафа не может превышать двух базовых величин, а в случае наложения на него штрафа в соответствии с санкцией, предусмотренной для индивидуального предпринимателя, – четырех базовых величин (независимо от размера штрафа, предусмотренного в санкции). В случае, если санкция предусматривает административное взыскание только в виде штрафа, а у несовершеннолетнего отсутствуют заработок, стипендия или иной доход, к нему применяются меры воспитательного воздействия;
3) лишение права заниматься определенной деятельностью может налагаться на срок не более одного года.
1) условия его жизни и воспитания;
2) уровень его интеллектуального, волевого и психического развития, иные особенности личности несовершеннолетнего;
3) влияние на его поведение родителей или лиц, их заменяющих, а также близких родственников, членов семьи и иных старших по возрасту лиц;
4) характеристика по месту его учебы и (или) работы (при ее наличии).
Статья 9.3. Особенности освобождения несовершеннолетних от административной ответственности
Статья 9.4. Меры воспитательного воздействия
1) разъяснение законодательства;
2) возложение обязанности принести извинения потерпевшему;
3) возложение обязанности загладить причиненный вред;
4) ограничение досуга.
Статья 9.5. Содержание мер воспитательного воздействия
1) запрет посещения несовершеннолетним определенных мест пребывания, использования отдельных форм досуга, в том числе связанных с управлением транспортным средством;
2) ограничения пребывания несовершеннолетнего вне места жительства или места пребывания в определенное время суток;
3) возложение обязанности являться для регистрации в орган, осуществляющий контроль за поведением несовершеннолетнего.
Статья 9.6. Срок, по истечении которого несовершеннолетний считается не подвергавшимся административному взысканию
Лицо, совершившее административное правонарушение, в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет считается не подвергавшимся административному взысканию:
со дня исполнения постановления о наложении административного взыскания за совершение административного проступка;
по истечении двух месяцев со дня исполнения постановления о наложении административного взыскания за совершение значительного административного правонарушения;
по истечении шести месяцев со дня исполнения постановления о наложении административного взыскания за совершение грубого административного правонарушения;
по истечении сроков давности исполнения постановления о наложении административного взыскания в случаях, предусмотренных частью 1 и частью 2 (при назначении административного взыскания в виде депортации) статьи 14.5 ПИКоАП;
со дня прекращения исполнения постановления о наложении административного взыскания по основаниям, предусмотренным статьей 14.3 ПИКоАП;
со дня освобождения от исполнения административного взыскания в случае, предусмотренном статьей 8.7 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 24.23 КоАП на несовершеннолетних, нарушивших установленный порядок проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия, совершенное участником таких мероприятий, а равно публичные призывы к организации или проведению собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия с нарушением установленного порядка их организации или проведения, совершенные участником таких мероприятий либо иным лицом, может быть наложен штраф в размере до 100 базовых величин.
За повторное такое правонарушение санкция ч.3 ст. 24.23 КоАП предусматривает ответственность в виде штрафа в размере от 20 до 200 базовых величин.
Ребенка до 14 лет к административной ответственности привлечь не могут. Однако за совершенные им правонарушения несут ответственность их родители, на которых могут наложить штраф в размере до 10 базовых величин.
Статья 10.3. Невыполнение обязанностей по воспитанию детей
влечет наложение штрафа в размере до десяти базовых величин.
влечет наложение штрафа в размере до двух базовых величин.
Кроме того статьей 19.4 КоАП предусмотрена ответственность для совершеннолетних лиц за вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение.
Статья 19.4. Вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение
Вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение путем покупки для него алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, а также иное вовлечение лицом, достигшим возраста восемнадцати лет, заведомо несовершеннолетнего в употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива либо в немедицинское употребление сильнодействующих или других одурманивающих веществ, а равно вовлечение несовершеннолетнего в участие в собрании, митинге, уличном шествии, демонстрации, пикетировании, ином массовом мероприятии, проводимых с нарушением установленного порядка, –
влекут наложение штрафа в размере от пяти до тридцати базовых величин.
За данное правонарушение на совершеннолетнее лицо может быть наложен штраф в размере от 5 до 30 базовых величин.
В случае совершения несовершеннолетним правонарушения либо деяния, содержащего признаки административного правонарушения, но не достигшим возраста административной ответственности, с ним и его родителями согласно Закону Республики Беларусь от 31 мая 2003 года "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" будет проводиться индивидуальная профилактическая работа.
Уголовно-процессуальные права, ответственность и обязанности несовершеннолетних и других участников уголовного процесса расписан в Уголовно-процессуальном кодексе Республики Беларусь, который принят в 1999 году.
РОЖДЕНИЕ
1. Если ребенка признали потерпевшим или свидетелем преступления, то:
- орган, который ведет уголовное дело, должен обеспечить участие в деле его законных представителей (часть первая статьи 221 Уголовно-процессуального кодекса);
- при проведении допроса должен присутствовать педагог или психолог и по усмотрению следователя, законные представители (статья 221 Уголовно-процессуального кодекса);
- он не предупреждается об ответственности за отказ либо уклонение от дачи показаний и не несет ответственности за дачу заведомо ложных показаний (до достижения 16 лет), ему лишь указывается на необходимость говорить правду (статья 27 Уголовно-процессуального кодекса и часть вторая статьи 402 Уголовно-процессуального кодекса);
- он не подписывает протокол и показания ему не оглашаются. Правильность показаний удостоверяется лицами, присутствовавшими при допросе.
2. Ни при каких случаях ребенок не может быть признан подозреваемым или обвиняемым в совершении уголовного преступления.
14 ЛЕТ
1. Если несовершеннолетнего признали потерпевшим или свидетелем преступления, то на его допрос по усмотрению следователя (дознавателя) приглашаются педагог или психолог (до достижения подростком 16 лет) и законные представители.
2. Если несовершеннолетнего признали подозреваемым или обвиняют в совершении преступления, то:
2.1. Как подозреваемого его нельзя удерживать свыше 72 часов без предъявления обвинения;
2.2. К участию в уголовном деле ОБЯЗАТЕЛЬНО допускаются:
- законные представители подростка (статья 436 Уголовно-процессуального кодекса);
- педагог или психолог (часть первая статьи 435 Уголовно-процессуального кодекса), которые будут принимать участие в деле после достижения ребенком 18 лет. При этом показания обвиняемого или подозреваемого подростка, данные в отсутствие названных специалистов, должны рассматриваться как полученные с грубым нарушением закона и не могут использоваться в качестве доказательств по делу;
- защитник, которым может быть адвокат, близкие родственники или законные представители.
2.3 Законные представители подростка имеют ПРАВО:
- знать сущность подозрения, обвинения, содержание предъявленного иска;
- давать пояснения;
- представлять доказательства;
- знакомиться с протоколами следственных и других процессуальных действий, делать замечания по поводу правильности и полноты записей в протоколах;
- знакомиться с протоколом судебного заседания и приносить в суд свои замечания и пр. (статья 57 Уголовно-процессуального кодекса).
2.4. Допрос подростка не должен продолжаться более 2-х часов подряд, после чего делается перерыв на один час для приема пищи. На протяжении дня продолжительность допроса не должна превышать 4-х часов (статья 434 Уголовно-процессуального кодекса).
2.5. К подростку могут быть применены следующие меры ПРЕСЕЧЕНИЯ:
- отдача до суда под надзор родителей или попечителей, если есть уверенность, что на свободе:
а) несовершеннолетний не скроется от органов уголовного преследования и суда;
б) не будет заниматься преступной деятельностью;
в) лица, на попечение которым несовершеннолетнего отдали, не будут препятствовать расследованию и рассмотрению дела;
- заключение под стражу или домашний арест в случаях совершения менее тяжкого, тяжкого или особо тяжкого преступления. Перед тем, как дать санкцию на заключение под стражу прокурор должен лично допросить несовершеннолетнего (часть третья статьи 126 Уголовно-процессуального кодекса).
3. Несовершеннолетний имеет ПРАВО в случае задержания или заключения под стражу:
- сообщить родителям или другим законным представителям о своем положении;
- получить до начала первого допроса бесплатную юридическую консультацию адвоката.
4. Несовершеннолетний не может отказаться от адвоката (часть третья статьи 47 Уголовно-процессуального кодекса).
16 ЛЕТ
Если несовершеннолетнего признали свидетелем преступления, то он
- несет ответственность за дачу заведомо ложных показаний;
- имеет право не давать показаний против самого себя, членов своей семьи и близких родственников (статья 27 Конституции Республики Беларусь).
18 ЛЕТ
При достижении несовершеннолетним 18 лет он приобретает все права, ответственность и обязанности взрослого человека.
Если несовершеннолетний привлекался к уголовной или административной ответственности – это является основанием для постановки его на профилактический учет в инспекции по делам несовершеннолетних.
Органы, учреждения и иные организации, осуществляющие профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении следующих несовершеннолетних:
- безнадзорных (ребенка, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению или содержанию со стороны родителей);
- беспризорных (тот же безнадзорный, но не имеющий места жительства или места пребывания);
- занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;
- содержащихся в приемниках-распределителях для несовершеннолетних, социально-педагогических учреждениях;
- потребление которыми наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива установлены в соответствии с законодательством;
- привлеченных к административной ответственности;
- совершивших деяния, содержащие признаки административных правонарушений, но не достигших ко времени совершения таких деяний возраста, с которого наступает административная ответственность;
- в отношении которых приняты решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о прекращении производства по уголовному делу из-за недостижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность, либо которые вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством (заболеванием), во время совершения общественно опасного деяния были не способны сознавать фактический характер или общественную опасность своих деяний либо о прекращении проверки и разъяснении заявителю права возбудить в суде в соответствии со статьей 426 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь уголовное дело частного обвинения;
- подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений;
- освобожденных от уголовной ответственности в силу утраты деянием общественной опасности, в связи с деятельным раскаянием, примирением с потерпевшим, освобожденных от наказания вследствие чрезвычайных обстоятельств, на основании актов амнистии или помилования;
- освобожденных от уголовной ответственности с передачей их под наблюдение родителей, опекунов или попечителей;
- осужденных с отсрочкой исполнения наказания, с условным неприменением наказания, без назначения наказания, условно-досрочно освобожденных от наказания;
- осужденных с применением принудительных мер воспитательного характера;
- осужденных с назначением наказания в виде общественных работ, штрафа, лишения права заниматься определенной деятельностью, исправительных работ, ограничения свободы;
- освобожденных из воспитательных колоний, арестных домов;
- содержащихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях, специальных лечебно-воспитательных учреждениях;
- вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, специальных лечебно-воспитательных учреждений.
О ПРОВЕДЕНИИ КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Индивидуальная реабилитационная программа – документ, определяющий комплекс реабилитационных мероприятий, конкретные виды и сроки проведения реабилитации несовершеннолетнего, индикаторы и показатели эффективности, а также ответственных за ее проведение исполнителей.
Порядок проведения комплексной реабилитации несовершеннолетних:
- в отношении которых комиссиями по делам несовершеннолетних райисполкома, горисполкома, администрации района в городе повторно в течение одного года рассматриваются материалы по фактам потребления ими наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива;
- содержащихся в специальных лечебно-воспитательных учреждениях;
- вернувшихся из специальных лечебно-воспитательных учреждений.
То обстоятельство, что несовершеннолетний состоял на учете в ИДН и у врача-нарколога, может в дальнейшем стать препятствием при поступлении в учебные заведения, в получении престижных специальностей, при получении водительских прав. Необдуманные поступки подростков, а также недостаточный контроль за детьми со стороны родителей могут испортить несовершеннолетнему всю дальнейшую жизнь.