Выпускнику 9 класса

ВЫПУСКНИКУ 9 КЛАССА ОБ ЭКЗАМЕНАХ 

 

О проведении в 2022/2023 учебном году выпускных экзаменов по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования

Итоговые испытания по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования проводятся в виде выпускного экзамена.

Выпускные экзамены проводятся с 1 по 9 июня 2023 г. (основные сроки) и с 21 по 25 августа 2023 г. (иные сроки).

  1. Выпускные экзамены для учащихся, осваивающих содержание образовательной программы базового образования, учащихся с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, нарушениями зрения, трудностями в обучении, для учащихся первого отделения специальной школы, специальной школы-интерната для обучающихся с нарушением слуха, осваивающих содержание образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования, проводятся по следующим учебным предметам:

«Белорусский язык» – изложение в письменной форме (отводится 4 астрономических часа);

«Русский язык» – изложение в письменной форме (отводится 4 астрономических часа);

«Математика» – контрольная работа в письменной форме (отводится 4 астрономических часа);

«История Беларуси» – по билетам в устной форме.

  1. Учащиеся гимназии-колледжа искусствдополнительно сдают выпускной экзамен по выбору по одному из учебных предметов, содержание которых направлено на развитие способностей в области отдельных видов искусства, который проводится в практической форме.
  2. Выпускные экзамены для учащихся второго отделения специальной школы, специальной школы-интерната для обучающихся с нарушением слуха, осваивающих содержание образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования, проводятся по следующим учебным предметам:

«Белорусский язык» или «Русский язык» (по выбору учащегося) – изложение в письменной форме (отводится 4 астрономических часа);

«Математика» – контрольная работа в письменной форме (отводится 4 астрономических часа);

«История Беларуси» – по билетам в устной форме.

При проведении выпускного экзамена по учебному предмету «История Беларуси» для учащихся с нарушением слуха второго отделения специальной школы, специальной школы-интерната по их желанию разрешается подготовить ответы в письменном виде (п.4 статьи 280 Кодекса Республики Беларусь об образовании).

  1. Выпускные экзамены для учащихся специальной школы, специальной школы-интерната для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, осваивающих содержание образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования, проводятся по следующим учебным предметам:

«Белорусский язык» или «Русский язык» (по выбору учащегося) – диктант (отводится 1 астрономический час) или изложение (отводится 4 астрономических часа) в письменной форме (по выбору учащегося);

«Математика» – контрольная работа в письменной форме (отводится 4 астрономических часа);

«История Беларуси» – по билетам в устной форме.

В учреждениях общего среднего образования при проведении выпускных экзаменов в письменной форме (за исключением выпускного экзамена по математике) в классах интегрированного обучения и воспитания создаются две экзаменационные комиссии и выделяются два отдельных помещения для проведения выпускного экзамена.

  1. Выпускные экзамены по учебным предметам, которые проводятся в письменной форме, начинаются в 9 часов.

Тексты и задания для проведения выпускных экзаменов в письменной форме объявляются через средства массовой информации. В 2023 году тексты и задания будут объявляться по телевидению и радио, размещаться на сайте Министерства образования (edu.gov.by / Общее среднее образование / Окончание 2022/2023 учебного года).

Выпускной экзамен по учебному предмету «История Беларуси» проводится по билетам, утвержденным приказом Министра образования Республики Беларусь от 3 ноября 2022 г. № 648. Указанные билеты размещены на национальном образовательном портале (Педагогам/Экзамены) и на сайте Министерства образования (Уровни образования / Главное управление общего среднего, дошкольного и специального образования / Управление общего среднего образования / Информация).

Обращаем внимание, что второй вопрос билета предусматривает выполнение практического задания, направленного на проверку умения учащихся работать с разными источниками исторической информации: фрагментом исторического документа, исторической картой, схемой, таблицей, диаграммой, графиком, фрагментом статьи, иллюстрацией, иными источниками.

В 2022/2023 учебном году выпускной экзамен по учебному предмету «История Беларуси» будет проводиться с использованием единых практических заданий для всех учреждений образования, реализующих образовательную программу базового образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования. Практические задания для проведения выпускного экзамена будут размещены 25 мая 2023 г. на национальном образовательном портале (Педагогам /ЭкзаменыПрактические задания для проведения выпускного экзамена по истории Беларуси).

С 1 февраля 2023 г. на национальном образовательном портале открывается рубрика «Практические задания для выпускного экзамена», в которой будут размещаться задания, разработанные учителями истории учреждений общего среднего образования. Данные задания рекомендуется использовать для подготовки к выпускному экзамену по учебному предмету «История Беларуси», а также при проведении учебных занятий.  Из заданий, размещенных в рубрике «Практические задания для выпускного экзамена», будут сформированы единые практические задания для проведения выпускного экзамена.

Даты проведения выпускных экзаменов в письменной форме по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования:

в учреждениях образования, реализующих образовательную программу базового образования, специальных школах, специальных школах-интернатах, специальных классах, классах интегрированного обучения и воспитания учреждений общего среднего образования для учащихся с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, нарушениями зрения, трудностями в обучении, с нарушением слуха (первое отделение):

Дата прове-дения

Учебный предмет

Форма проведения

Используемые сборники экзаменационных материалов

1 июня

5 июня

7 июня

Белорусский язык

Изложение

Зборнік матэрыялаў для выпускнога экзамену па вучэбным прадмеце «Беларуская мова» за перыяд навучання і выхавання на II ступені агульнай сярэдняй адукацыі. Тэксты для пераказаў.

Выдавецтва «Нацыянальны інстытут адукацыі», 2022 год выдання

Русский язык

Изложение

Сборник материалов для выпускного экзамена по учебному предмету «Русский язык» за период обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования. Тексты для изложений.

Издательство «Национальный институт образования», 2022 год издания

Математика

Контрольная работа

Зборнік заданняў для выпускнога экзамену па вучэбным прадмеце «Матэматыка» за перыяд навучання і выхавання на II ступені агульнай сярэдняй адукацыі.

Выдавецтва «Нацыянальны інстытут адукацыі», 2020, 2023 гады выдання

Сборник заданий для выпускного экзамена по учебному предмету «Математика» за период обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования.

Издательство «Национальный институт образования», 2020, 2021,2022, 2023 годы издания

в специальных школах, специальных школах-интернатах, специальных классах, классах интегрированного обучения и воспитания учреждений общего среднего образования для учащихся с нарушением слуха (второе отделение):

Дата прове-дения

Учебный предмет

Форма проведения

Используемые сборники экзаменационных материалов

1 июня

5 июня

Белорусский язык

Изложение

Зборнік матэрыялаў для выпускнога экзамену па вучэбным прадмеце «Беларуская мова» за перыяд навучання і выхавання на II ступені агульнай сярэдняй адукацыі для вучняў з парушэннем слыху, для вучняў з цяжкімі парушэннямі маўлення ўстаноў адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання. Тэксты дыктантаў. Тэксты для пераказаў.

Выдавецтва «Нацыянальны інстытут адукацыі», 2023 год выдання

Русский язык

Изложение

Сборник материалов для выпускного экзамена по учебному предмету «Русский язык» за период обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования для учащихся с нарушением слуха, для учащихся с тяжелыми нарушениями речи учреждений образования с русским языком обучения и воспитания. Тексты диктантов. Тексты для изложений. 

Издательство «Национальный институт образования, 2023 год выдання

Математика

Контрольная работа

Зборнік заданняў для выпускнога экзамену па вучэбным прадмеце «Матэматыка» за перыяд навучання і выхавання на II ступені агульнай сярэдняй адукацыі.

Выдавецтва «Нацыянальны інстытут адукацыі», 2020, 2023 гады выдання

Сборник заданий для выпускного экзамена по учебному предмету «Математика» за период обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования.

Издательство «Национальный институт образования», 2020, 2021,2022, 2023 годы издания

в специальных школах, специальных школах-интернатах, специальных классах, классах интегрированного обучения и воспитания учреждений общего среднего образования для учащихся с тяжелыми нарушениями речи:

Дата прове-дения

Учебный предмет

Форма проведения

Используемые сборники экзаменационных материалов

1 июня

7 июня

Белорусский язык

Диктант или изложение

Зборнік матэрыялаў для выпускнога экзамену па вучэбным прадмеце «Беларуская мова» за перыяд навучання і выхавання на II ступені агульнай сярэдняй адукацыі для вучняў з парушэннем слыху, для вучняў з цяжкімі парушэннямі маўлення ўстаноў адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання. Тэксты дыктантаў. Тэксты для пераказаў.

Выдавецтва «Нацыянальны інстытут адукацыі» 2023 год выдання

Русский язык

Диктант или изложение

Сборник материалов для выпускного экзамена по учебному предмету «Русский язык» за период обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования для учащихся с нарушением слуха, для учащихся с тяжелыми нарушениями речи учреждений образования с русским языком обучения и воспитания. Тексты диктантов. Тексты для изложений

Издательство «Национальный институт образования», 2023 год выдання

Математика

Контрольная работа

Зборнік заданняў для выпускнога экзамену па вучэбным прадмеце «Матэматыка» за перыяд навучання і выхавання на II ступені агульнай сярэдняй адукацыі.

Выдавецтва «Нацыянальны інстытут адукацыі», 2020, 2023 гады выдання

Сборник заданий для выпускного экзамена по учебному предмету «Математика» за период обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования.

Издательство «Национальный институт образования», 2020, 2021, 2022, 2023 годы издания

Расписание выпускных экзаменов составляется учреждением образования в соответствии с требованиями, изложенными в пункте 46 Правил проведения аттестации.

Начиная с 25 мая 2023 г. в учреждениях образования должны проводиться по утвержденному руководителем учреждения образования расписанию консультации по подготовке к выпускным экзаменам.

 

Рекомендации по подготовке к экзамену по русскому языку и белорусскому языку (изложение)

Рекомендации   к  экзамену по русскому языку и белорусскому языку

Данные рекомендации помогут вам понять, что от вас потребуется на экзамене, подскажут, как правильно распределить время и  силы, эффективно подготовиться к написанию изложения, сориентироваться, каковы должны быть содержание и приблизительный объем экзаменационной работы.

Как это будет?

Учитель прочитает текст 2-3 раза (в зависимости от его сложности) с паузой в 20 минут.

При первом слушании вам надо постараться:

  1. Понять содержание, определить тему и найти соответствие между заголовком, если он есть, и темой (прямое, переносное, опосредованное);
  2. Проникнуть в суть, то есть понять основную мысль;
  3. Определить основной функциональный тип (повествование, описание, рассуждение);
  4. Отметить логическую связь отдельных микротем и запомнить их последовательность.

При втором слушании Вы должны:

  1. Уточнить, правильно ли вы запомнили последовательность мыслей, излагаемых в тексте;
  2. Обратить внимание на фактическую сторону: даты, фамилии, имена, место действия (основные из них будут записаны учителем на доске, и это облегчит вашу задачу);
  3. Отметить временные, причинно-следственные связи, на которые не обратили внимания пи первом слушании;
  4. Выделить основные средства художественной выразительности, использованные автором.

Итак, слушая текст, следует настроиться не только на восприятие его содержания, но и на анализ его построения. Определить, как начинается (зачин), как завершается (концовка), какие языковые средства используются автором для выражения своего отношения к изображаемому явлению, как используется связь между предложениями, абзацами, какие слова в тексте можно считать ключевыми, как используются средства художественной выразительности:  метафора, гипербола, эпитет и др.

После первого прочтения, во время небольшой паузы, сделайте наброски: составьте хотя бы краткий план, запишите слова, которые показались вам особенно яркими, выразительными.

Во время второго чтения обычно разрешается записывать, однако хочется предостеречь: не пытайтесь зафиксировать все, ведь стенографией наверняка не владеете. Постарайтесь записать ключевые слова, словосочетания, наиболее ярко выражающие содержание авторского стиля, оценку изображаемого, отношение к нему. При этом возможно использование сокращений, условных графических обозначений (приемов элементарного кодирования) при условии, что вы ими ранее уже пользовались, сможете без напряжения выполнить, а потом понять.

 

Как рационально распределить время?

 

Экзамен длится  4 часа. Половина этого времени  или чуть больше(2-2,5 часа) должна уйти на следующие этапы:

а) первое прочтение учителем – слушание учащимися;

б) небольшая пауза ( около 5 минут ) – вы должны сосредоточиться на услышанном, можете сделать короткие наброски в виде ключевых слов, основной мысли, фактов (конкретных наименований), составить план;

в) второе прочтение – запись в черновик отдельных слов и словосочетаний, способствующих раскрытию основной мысли;

г) написание чернового варианта (подробного плана (по желанию) текста изложения) в полном или сокращенном виде по усмотрению ученика, здесь допускаются сокращения для экономии времени;

е) редактирование черновика.

Оговорим некоторые моменты.

Составление плана – это часть работы, от которой во многом зависит успешное выполнение задания в целом. Хотя в  чистовой  вариант он не включается, в ваших интересах посвятить его составлению 5-10 минут, так как отраженное в плане содержание  прослушанного текста поможет логично, последовательно выполнить пересказ.

В ходе редактирования, которому необходимо посвятить после создания чернового варианта 15-30 минут, необходимо:

а) выбрать самые удачные слова из ряда синонимов (лексических и грамматических), чтобы добиться большей точности в выражении мыслей, устранить неоправданные повторы, найти средства  для выражения своего отношения, оценки;

б) перестроить предложения, если есть сомнения в правильности расстановки знаков препинания;

в) заменить слова, в написании которых вы не уверены.

 1,5-2 часа вам следует  потратить на два очень важных этапа экзамена:

а) выполнение работы набело, при этом переписывать необходимо аккуратно, по возможности без исправлений, соблюдая красные строки, то есть, правильно членя текст на абзацы, в сомнительных случаях на месте орфограмм оставляя пробелы, чтобы чуть позже справиться в словаре;

б) самопроверку.

__________________________________________________________________________

Как готовиться к изложению (пересказу), близкому к тексту

  • Внимательно прочитайте текст; выясните значение непонятных слов.
  • Ответьте на вопросы, данные в пособии или предложенные учителем. В случае затруднения перечитайте соответствующие части текста.
  • Сформулируйте тему и основную мысль текста.
  • Определите, к какому типу речи относится текст.
  • Разделите текст на композиционные и смысловые части согласно данному плану или составьте план самостоятельно.
  • Определите стиль текста. Постарайтесь запомнить хотя бы некоторые особенности языка данного произведения и сохранить их в изложении или пересказе.
  • Прочитайте текст снова, разделяя смысловые части его значительными паузами.
  • Закройте  книгу; напишите первый вариант (или черновик) изложения, затем после проверки и исправления перепишите его.

 

Как работать над черновиком изложения и сочинения

  • Читая черновик про себя, следите, раскрыты ли в нём тема и основная мысль, всё ли изложено последовательно, согласно плану. Во время чтения делайте пометки на полях, затем внесите в черновик необходимые исправления.
  • Прочитайте черновик вслух; прислушайтесь: нет ли в нём речевых ошибок и недочётов. Устраните их.
  • Проверьте, нет ли орфографических и пунктуационных ошибок, исправьте, их.

Как составлять план текста

  • Прочитайте текст, выясните значение непонятных слов.
  • Определите тему и основную мысль текста.
  • Разделите текст на смысловые части, озаглавьте их.
  • Напишите черновик плана. Сопоставьте его с текстом. Проследите: всё ли главное нашло отражение в плане; связаны ли пункты плана по смыслу; отражают ли они тему и основную мысль текста.
  • Проверьте, можно ли, руководствуясь этим планом, воспроизвести  (пересказать или изложить) текст.
  • Аккуратно перепишите усовершенствованный вариант плана.

 

Желаем вам уверенности  в своих силах и успеха!

свернуть

Рекомендации по подготовке к экзамену по истории Беларуси

Памятка для учащихся

по подготовке к экзамену по истории Беларуси

  1. Тщательно изучите экзаменационные билеты. Отметьте темы, которые вы уже проработали и в которых чувствуете себя уверенно. Сконцентрируйте внимание на вопросах, к которым вы слабо подготовлены.
  2. Используйте время, отведенное на подготовку, как можно эффективнее. Новый и сложный материал учите в то время суток, когда хорошо «думается», т.е. высокая работоспособность. Обычно это утренние часы после хорошего отдыха.
  3. К трудно запоминаемому материалу необходимо возвращаться несколько раз, просматривать его в  течение нескольких минут вечером, а затем еще раз – утром.
  4. Чтобы лучше запомнить материал, необходимо максимально использовать все возможности: воспринимать текст и  на слух, и визуально (читать с листа), и при помощи движений, и при помощи ассоциаций.
  5. Тренируйтесь отвечать на вопросы. По мере того как вы заканчиваете прорабатывать каждую тему, пробуйте отвечать на вопросы. Отвечая на них, вы приобретаете уверенность в себе и сможете ответить на неожиданные вопросы на экзамене.
  6. Пересказ текста своими словами приводит к лучшему его запоминанию, поскольку это активная, организованная целью умственная работа.
  7. Очень полезно составлять планы, схемы и алгоритмы конкретных тем и держать их в уме, а не «зазубривать» всю тему полностью «от» идо.
  8. К экзамену лучше готовиться с другом или подругой, повторять, задавать вопросы и отвечать на них, «проговаривать» весь материал.

 

 

Желаем вам уверенности  в своих силах и успеха!

свернуть

Рекомендации по подготовке к экзамену по математике

Общие требования культуры ведения записей

в экзаменационной работе по математике

 

-Краткое условие задачи (если оно есть в геометрических задачах) отделяется от решения.

-Всякая новая мысль начинается с красной строки.

-Записи ведутся аккуратно, разборчивым почерком, используя шариковую ручку с пастой синего или фиолетового цвета.

-Не допускается использование фломастеров, наклеек, цветных стержней.

-Между номером задания, решением и ответом пропускается одна клетка вниз.

-Построение геометрических фигур, графиков функций, выполнение рисунков осуществляется только с помощью карандаша, линейки и циркуля. Элипсообразные фигуры с помощью шаблона.

Правильное расположение математических знаков в строке. Так, перенос формулы или выражения с одной строки на другую разрешается производить только на знаках сложения, вычитания, умножения и равенства. При переносе, знаки «+», «-» и «=» повторяются на следующей строке, знак умножения заменяется «х», который тоже повторяется на следующей строке. Правильно располагать черту дроби и знак равенства. Черта дроби не разрывается.

-Сокращение обозначений единиц измерения должно быть правильным.

-Не допустимо сокращение слов в рассуждениях.

-Сильно не увлекаться использованием математической символики.

-Нельзя слова «следовательно», «значит», «треугольник», «параллельно» и т.д. в тексте заменять математическими знаками.

-В конце решения должен быть обязательно ответ. В задачах на доказательство, исследование или построение – вывод.

свернуть