Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию Брестского райисполкома
Государственное учреждение образования
"Средняя школа д. Вистычи"
Раннему выявлению подростков с эмоционально-поведенческими нарушениями и суицидальным риском способствует навык наблюдения. Дети и подростки, попавшие в кризисную ситуацию, меняются. Изменяется эмоциональная составляющая, поведение, внешний вид, отношения с одноклассниками и друзьями, интересы и др.
Внешние и поведенческие ключи суицидального риска:
Словесные ключи (что проговаривает ребенок):
Основными «инструментами» педагогов и специалистов СППС для оценки суицидального риска является беседа с подростком, наблюдение за ним, информация, полученная от сверстников (друзей, родственников, учителей предметников), данные медицинской документации.
Что могут увидеть родители: в первую очередь изменения настроения, питания, изменения сна, изменение в отношении своей внешности, самоизоляцию, интерес к теме смерти (появление в доме литературы по этой теме, переписка в интернете и т.п.), нежелание посещать кружки, школу (в том числе учащение прогулов), серьезные изменения в состоянии здоровья (частые простуды, частые головные боли и др.) и т.п. Что могут увидеть педагоги: изменение внешнего вида, самоизоляцию в урочной и внеклассной деятельности, ухудшение работоспособности, небрежное отношение к своим школьным принадлежностям (притом, что раннее было другое), частые прогулы (отсутствие на определенных уроках), резкие и необоснованные вспышки агрессии, рисунки по теме смерти на последних страницах предметных тетрадей, тема одиночества, кризиса, утраты смыслов в сочинениях на свободную тему или в размышлениях на уроках гуманитарного цикла и т.п. Что могут увидеть сверстники: самоизоляцию, резкие перепады настроения (несвойственные раннее), повышенную агрессивность, аутоагрессию (в том числе словесные ключи), изменения внешнего вида, интерес к теме смерти (способам самоубийства), уныние, изменение интересов и т.п.
Консультация для педагогов
Как сообщить родителям негативную информацию о ребенке.
Успешность работы педагога во многом зависит от умения общаться. При этом ведущая роль в общении педагога и родителей принадлежит первому, так как именно он является официальным представителем образовательного учреждения. Именно поэтому знание и отработка техник эффективного общения является одним из ключевых компонентов педагогического мастерства.
Одна из проблем, с которой встречаются воспитатели в своей работе, это проблема оказания помощи родителям в воспитании детей. Несомненно, перед многими педагогами встает вопрос о том, как давать советы родителям, как научиться оказывать им реальную помощь, как сообщать не только хорошую, но и негативную информацию о детях, если в этом есть необходимость. И если опытные воспитатели чувствуют себя более уверенно в этих вопросах, то молодые специалисты зачастую испытывают трудности в установлении контакта с родителями.
Мы рассмотрим несколько способов сообщения негативной информации о ребенке.
Способ первый. Принцип «сэндвича»
В разговоре с родителями педагогу следует делать акцент не на обвинении, а на совместном поиске путей решения проблемы, что поможет сделать общение более эффективным. Беседу лучше начать, рассказав о ребенке хорошее, а затем переходить к неприятным моментам. Завершать такой разговор следует тоже на хорошей ноте. Сообщая неприятные моменты, нужно говорить о проступке ребенка, а не о его личности.
Способ второй. Использование речевых штампов нацеливающих родителей на сотрудничество с педагогом.
Можно использовать такие речевые штампы:
Способ третий. Передача негативной информации о ребенке в позитивном ключе.
При таком способе подачи информации о ребенке акцент следует делать на достижениях ребенка, даже если они не очень существенны для вас, как для взрослого. Перефразирование содержания в позитивном ключе дает возможность родителю понять ситуацию и не испытывать при этом дискомфорта и чувства вины за своего ребенка. Например: «Ваня сегодня смог целых 10 минут внимательно выполнять задание и ни разу не отвлекся.» Сравните (Ваня не может усидеть спокойно больше 10 минут, постоянно отвлекается).
Способ четвертый. Применение при общении стиля «адвокат».
При таком стиле общения педагог встает на позицию уважения и заинтересованности к родителям, задавая себе следующую внутреннюю установку:
В ПОМОЩЬ учителю
«Правила построения эффективного общения».
Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса.
Самые универсальные – это:
Приемы установления хорошего контакта с собеседником :
Приёмы, разрушающие общение:
Отсутствие интереса к высказываниям партнёра.
Например, замечания: «Это же глупости…»
Задавая вопросы, нельзя злоупотреблять их количеством.
Задавая вопрос, поясните, почему это вас интересует.
Говорить только о том, что волнует вас и не брать в расчёт то, что волнует партнёра.
Например: «А не пора ли нам поговорить о деле?»
Или «Давайте вернёмся к цели нашего разговора».
Педагогам-предметникам следует основное внимание направить на усвоение учащимися психотехнических навыков сдачи тестирования
Эти навыки не только повышают эффективность подготовки к экзаменам, позволяют более успешно вести себя во время экзаменов, но и вообще способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладеть собственными эмоциями.
Учителям надо активнее вводить тестовые технологии в систему обучения. Зная типовые конструкции тестовых заданий, учащийся практически не будет тратить время на понимание инструкции, к тому же у него будет сформирована привычка к этой форме проверки знаний.
К тому же тестирование, интегрированное в повседневный учебный процесс, в текущий контроль знаний, позволяет учителю, своевременно выявив пробелы, их устранить, а с учениками, достигшими планируемых результатов, продолжить обучение на более высоком уровне. Сам ученик же получает информацию о своём уровне знаний.
Уважаемые педагоги!
РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ПО ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ К ТЕСТИРОВАНИЮ
Дети - синтетики
Краткая психологическая характеристика
Дети-синтетики опираются в большей степени на общее, а не на частности. Они мало внимания уделяют деталям, потому что их интересуют общие взаимосвязи.
Основные трудности
Синтетики часто испытывают трудности с анализом, выделением опорных моментов в информации, делением материала на смысловые блоки. Обычно таким детям трудно составлять планы или конспекты, некоторые из них составляют план после того, как работа написана. Они редко концентрируются на одной проблеме, им свойственно рассматривать её в широком контексте, во взаимосвязи с другими, соотносить полученные знания с личным опытом и мнениями других. При тестировании синтетики могут испытывать затруднения, связанные с необходимостью аналитической деятельности и оперирования конкретными фактами.
Стратегии поддержки
На этапе подготовки очень важно развивать у синтетиков аналитические навыки, учитывая, что общий ход их деятельности – от общего к частному.
При обобщении каждой темы следует её обобщить, выделить основные блоки и наполнять их конкретным содержанием.
При работе с тестами синтетиков нужно ориентировать на выявление основного в каждом задании; что здесь является главным, на что стоит обратить внимание в первую очередь?
Во время проведения экзамена в начале работы синтетикам стоит ознакомиться с материалом в целом: просмотреть имеющиеся задания, бегло ознакомиться с их содержанием. Это поможет им сориентироваться. Синтетикам может помочь составление общего плана деятельности в самом начале работы. Кроме того, на экзамене им важно опираться на умение выделять главное в каждом вопросе. «Сначала просмотри и подумай, в какой последовательности ты будешь выполнять задания».
Тревожные дети
Краткая психологическая характеристика
Для тревожных детей учебный процесс сопряжён с определённым эмоциональным напряжением. Они склонны воспринимать любую ситуацию, связанную с учёбой, как опасную. Особую тревогу вызывает у них проверка знаний в любом виде ( контрольная работа, диктанты и т.д.).
Каким образом можно распознать тревожного ребёнка?
Эти дети часто перепроверяют уже сделанное, постоянно исправляют написанное, причём это может и не вести к существенному улучшению качества работы. При устном ответе они, как правило, пристально наблюдают за реакциями взрослого. Тревожные дети задают множество уточняющих вопросов, часто переспрашивают учителя, проверяя, верно ли они его поняли. При выполнении индивидуального задания они обычно просят учителя «посмотреть, правильно ли они сделали». Часто грызут ручки, теребят пальцы или волосы.
Основные трудности
Наиболее трудной стороной тестирования для тревожного ребёнка является отсутствие эмоционального контакта со взрослым.
Стратегии поддержки
На этапе подготовки
Во время проведения экзамена
Очень важно обеспечить тревожным детям ощущение эмоциональной поддержки. Это можно сделать различными невербальными способами: посмотреть, улыбнуться и т.д. Тем самым взрослый как бы говорит ребёнку: «Я здесь, я с тобой, ты не один».
Неуверенные дети
Краткая психологическая характеристика
Проблема таких детей в том, что они не умеют опираться на собственное мнение и склонны прибегать к помощи других людей. Неуверенные дети не смогут самостоятельно проверить качество своей работы: они сами себе не доверяют. Они могут хорошо справляться с теми заданиями, где требуется работа по образцу, но испытывают затруднения при необходимости самостоятельного выбора стратегии решения. В подобной ситуации они обычно обращаются за помощью к одноклассникам или родителям. Такие дети списывают не потому, что не знают ответа, а потому, что не уверены в правильности своих знаний и решений. В поведенческом плане им часто присущ конформизм, они не умеют собственную точку зрения. Неуверенные дети подолгу не могут приступить к выполнению задания, но достаточно педагогу подсказать им первый шаг, как они начинают работать.
Основные трудности
Не умеют опираться на собственные ресурсы и принимать самостоятельные решения.
Стратегии поддержки
На этапе подготовки очень важно, чтобы неуверенный ребёнок получил положительный опыт принятия другими людьми его личного выбора.
При работе с такими детьми необходимо воздерживаться от советов и рекомендаций (например: «Сначала реши простые задания, а потом переходи к сложным»). Лучше предложить выбрать ему самому и терпеливо дождаться, когда он примет решение.
Во время проведения экзамена неуверенного ребёнка можно поддерживать простыми фразами, способствующими созданию ситуации успеха: «Я уверен, у тебя всё получится», «Ты обязательно справишься». Если ребёнок не может приступить к выполнению задания, долго сидит без дела, стоит спросить его: «Ты не знаешь, как начать? И предложить ему альтернативу: «Ты можешь начать с простых заданий или сначала просмотреть весь материал. Как ты думаешь, что будет лучше?»
Ни в коем случае нельзя говорить тревожным и неуверенным детям фраз типа «Подумай ещё», «Поразмысли хорошенько».
Это только усилит тревогу и никак не продвинет выполнение задания.
Непроизвольные дети
Краткая психологическая характеристика
Гораздо чаще «невнимательные» дети – это дети с низким уровнем произвольности. У них сформированы все психические функции, необходимые для того, чтобы быть внимательными, но общий уровень организации деятельности очень низкий. У таких детей часто неустойчивая работоспособность, им присущи колебания темпа деятельности. Они могут часто отвлекаться.
Основные трудности
Непроизвольные дети при общем высоком уровне познавательного развития и вполне достаточном объёме знаний могут нерационально использовать время.
Стратегии поддержки
На этапе подготовки
Перфекционисты и «отличники»
Краткая психологическая характеристика
Дети данной категории обычно отличаются высокой или очень высокой успеваемостью, ответственностью, организованностью, исполнительностью. Если они выполняют задание, то стремятся сделать его лучше или быстрее остальных использовать дополнительный материал. Перфекционисты очень чувствительны к похвале и вообще к любой оценке своей деятельности. Всё, что они делают, должно быть замечено и должно получить соответствующую оценку. Для таких детей характерен очень высокий уровень притязаний и крайне неустойчивая самооценка. Для того чтобы чувствовать себя хорошими, им нужно не просто успевать, а быть лучшими.
Основные трудности
Им недостаточно выполнить минимально необходимый объём заданий, им нужно сделать всё, причём безошибочно. Ещё один возможный камень преткновения для них – это необходимость пропустить задание, если они не могут с ним справиться.
Стратегии поддержки
На этапе подготовки
Астеничные дети
Краткая психологическая характеристика
Основная характеристика – высокая утомляемость, истощаемость. Они быстро устают, у них снижается темп деятельности и резко увеличивается количество ошибок. Как правило, утомляемость связана с особенностями высшей нервной деятельности и имеет не столько чисто психологическую, сколько неврологическую природу, поэтому возможности её коррекции крайне ограничены.
Основные трудности
Тестирование требует высокой работоспособности на протяжении достаточно длительного периода времени. Поэтому у астеничных детей очень высока вероятность снижения качества работы, возникновения усталости.
Стратегии поддержки
На этапе подготовки.
Во время проведения экзамена. Следует иметь в виду, что таким детям требуется несколько перерывов, поэтому их не следует торопить, если они вдруг прерывают деятельность и на какое-то время останавливаются. Им по возможности лучше организовать несколько коротких перерывов.
Гипертимные дети
Краткая психологическая характеристика
Гипертимные дети обычно быстрые, энергичные, активные, не склонные к педантизму. У них высокий темп деятельности, они импульсивны и порой несдержанны. Они быстро выполняют задания, но зачастую делают это небрежно, не проверяют себя и не видят собственных ошибок. Такие дети склонны пренебрегать точностью и аккуратностью во имя скорости и результативности. Гипертимные дети испытывают затруднения в ходе работы, требующей высокой тщательности, собранности и аккуратности, зато прекрасно справляются с заданиями, требующими высокой мобильности и переключаемости. Особенностью этой категории детей часто является также невысокая значимость учебных достижений, сниженная учебная мотивация.
Основные трудности
Процедура тестирования требует высокой собранности, концентрации внимания, тщательности, аккуратности, а эти качества обычно являются слабым местом этих детей. С другой стороны, они, как правило, обладают хорошей переключаемостью, что помогает им справиться с экзаменационными заданиями.
Стратегии поддержки
На этапе подготовки
Во время проведения экзамена гипертимным детям нужно мягко и ненавязчиво напомнить о необходимости самоконтороля: «Ты проверяешь то, что ты делаешь?» Кроме того, их лучше посадить в классе так, чтобы их возможности с кем-то общаться были минимальны.
Застревающие дети
Краткая психологическая характеристика
Таких детей характеризует низкая подвижность, низкая лабильность психических функций. Они с трудом переключаются с одного задания на другое. Застревающие дети основательны и зачастую медлительны. Ещё одна особенность заключается в том, что им требуется длительный ориентировочный период при выполнении каждого задания. Если таких детей начинают торопить, темп их деятельности ещё больше снижается.
Основные трудности
Процедура тестирования требует мобильности: необходимо быстро переключаться с одного задания на другое, актуализировать знания из различных разделов школьной программы. Это может представлять трудность для этих детей.
Стратегии поддержки
На этапе подготовки
Во время проведения экзамена задача взрослого – по мере возможности мягко и ненавязчиво помогать таким детям переключаться на следующее задание, если они подолгу раздумывают над каждым: «Ты уже можешь переходить к следующему заданию». Ни в коем случае нельзя их торопить, от этого темп деятельности только снижается.
Аудиалы и кинестетики
Краткая психологическая характеристика
Известно, что у человека имеется три основных модальности восприятия: аудиальная (слуховая), визуальная (зрительная) и кинестетическая (тактильная). У каждого человека одна из модальностей является ведущей, определяющий способ получения и переработки информации.
Основные трудности
Тестирование имеет исключительно визуальную форму. Это облегчает задачу для визуалов, одновременно усложняя её для аудиалов и кинестетиков.
Стратегии поддержки
На этапе подготовки необходимо, чтобы дети данных категорий осознали особенности своего учебного стиля, то есть смогли чётко сформулировать для себя, как именно они лучше всего усваивают учебный материал, и воспользовались этим знанием при повторении учебного материала.
Во время проведения экзамена
Аудиалы могут воспользоваться речью, то есть очень тихо проговаривать задания вслух. В случае затруднения можно рассказать им о том, в чём заключается суть задания. Им не требуется помощь в решении, им нужно просто помочь осмыслить суть задания.
Кинестетикам могут помогать себе простыми движениями (например, подвигать ногами под столом). Им также стоит разрешить какую-то двигательную активность.
Причины возникновения синдрома эмоционального выгорания
Синдром «выгорания» – сложный психофизиологический феномен, который определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки, выражается в депрессивном состоянии, чувстве усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способностей видеть положительные результаты своего труда, отрицательной установке в отношении работы и жизни вообще. У специалиста, испытывающего синдром эмоционального «выгорания», появляются различные симптомы физических недомоганий, головные боли, бессонница, потеря аппетита или склонность к перееданию, злоупотреблению успокаивающими или возбуждающими средствами.
Существуют различные мнения относительно факторов возникновения выгорания и самих симптомов эмоционального «выгорания». Исследователи сходятся во мнении о том, что главный источник «выгорания» – это взаимодействие с людьми. Педагогический работник должен обладать эмоциональной устойчивостью, быть готовым к психическим перегрузкам.
Педагогические работники должны хорошо знать свои профессиональные возможности и ограничения, постоянно учитывать свой психофизиологический и трудовой потенциал. На развитие «эмоционального выгорания» и деформацию личности педагога влияет группа личностных, организационных, ролевых факторов, которые действуют в такой сложной взаимосвязи и взаимозависимости, что в каждом отдельном случае предсказать стопроцентное возникновение «эмоционального выгорания» практически невозможно. Обычно причина «выгорания» – это комбинация вредоносных факторов, но индивидуальная ситуация профессионального развития может усугублять или сглаживать их влияние.
Причины возникновения синдрома «эмоционального выгорания»
Главная причина синдрома эмоционального выгорания – психологическое, душевное переутомление. Оно возникает в случае, когда требования в течение продолжительного времени преобладают над ресурсами человека. В результате, нарушается состояние равновесия, и оно неизбежно приводит к выгоранию.
По мнению психологов, к основным причинам появления СЭВ можно отнести такие:
Нервная система человека имеет определенный «лимит общения» — за день человек в состоянии уделить полноценное внимание только ограниченному количеству людей. Если же их число превышает «лимит», неизбежно наступит истощение, а потом и выгорание. Такой же лимит есть и у восприятия, внимания, решения задач. Этот предел индивидуален, он очень подвижен, зависит от состояния нервной системы человека.
Все мы привыкли к тому, что коммуникативный процесс с людьми двусторонний, и за позитивным посылом последует отклик: уважение, благодарность, усиление внимания. Но на такую отдачу способны далеко не все клиенты, пациенты, ученики. Нередко в виде «вознаграждения» за усилия человек получает лишь невнимание, равнодушное молчание, порой даже и неблагодарность, враждебность. И в тот момент, когда число таких неудач превышает допустимую для человека границу, начинает развиваться кризис самооценки и трудовой мотивации.
Зачастую в работе с людьми очень сложно, практически невозможно правильно оценить, «пощупать» результат. Независимо от того, старается человек или нет, результат может быть одним и тем же, и очень трудно доказать, что какие-то определенные старания ведут к повышению результативности, а безразличие – к ее снижению. Такая причина распространена среди педагогических работников.
Кому-то проще целыми днями выполнять рутинную работу, но в случае необходимости мобилизации сил и аврального режима труда на таких людей сложно рассчитывать. Другие люди способны изначально трудиться увлеченно и активно, но быстро «выдыхаются». Есть хорошие исполнители, которым необходимы прямые указания руководителя, и творческие работники, предпочитающие в своей деятельности свободу выбора. Понятно, что в случаях, когда поставленные перед сотрудником задачи не соответствуют складу его личности, СЭВ может развиться быстрее и глубже.
Профилактика синдрома «эмоционального выгорания» и
рекомендации по его предотвращению
Существенная роль в борьбе с синдромом эмоционального выгорания отводится, прежде всего, самому работнику. Соблюдая перечисленные ниже рекомендации, он не только сможет предотвратить возникновение СЭВ, но и достичь снижения степени его выраженности.
Рекомендации по предотвращению возникновения
синдрома эмоционального выгорания
В целях направленной профилактики
синдрома эмоционального выгорания следует:
Важнейшим условием профилактики является соблюдение педагогами правил психогигиены, таких, как:
Психическое здоровье предполагает состояние полного душевного равновесия, умение владеть собой, способность быстро приспосабливаться к сложным ситуациям и преодолевать их, в короткое время восстанавливать душевное равновесие.
Профессиональное самосохранение педагогов
может быть достигнуто посредством:
Самопомощь – совокупность социальных и социально-психологических средств, используемых отдельным человеком или определенной группой с целью поддержания достойных условий своего существования и социальной активности. Специалисту по социальной работе крайне важно овладеть следующими принципами рационального отношения к жизни:
Педагогу важно знать следующие способы
получения положительных эмоций:
Невозможно полностью исключить влияние стрессовых факторов на нашу жизнь. Но можно научиться правильно, реагировать на них и не допускать эмоционального истощения.
Зарядка позитивного мышления
«Именно сегодня»
Каждое утро проговаривайте себе этот текст.
Стимулируйте себя к действию. Не забывайте себе говорить
ободряющие слова.
Успехов вам!
С целью преодоления пробелов в знаниях, умениях и навыках система мер по оказанию помощи неуспевающему школьнику должна включать следующие виды деятельности:
Этих детей характеризует выраженный аутизм (уход в себя, боязнь мира). Они склонны к развитию логического мышления, но у них отсутствуют широкие познавательные интересы. У них нетипичные интересы: о строении мира, о потустороннем мире… Эти дети любят много читать, у них развита речь, но часто она формально. Негативные черты: эмоциональная холодность, эмоциональная тупость, не испытывает большой привязанности к родителям; не интересуется мнением других, безразличен к внешнему миру. Эти дети способны на странные поступки, у них притуплённое самосохранение. У этих детей нет друзей, они подчиняются другим, не смотрят в глаза.
В работе с такими детьми надо опираться на их сильные стороны. Морали на них не действуют вообще, ничего им не навязывать, самим приспособляться к ним.
1. Агрессивные дети часто бывают вооружены.
2. Никогда не оскорбляйте их, в диалоге не используйте жаргонные и бранные слова—это не даст им права оскорблять Вас и не демонстрировать в поведении всё, на что они способны.
3. Ведите общение на равных, но не впадайте в зависимость от них. Лучше несколько дистанцироваться от них.
4. Не боритесь с ними в открытую, т.к. это усугубит отношения. Следует учитывать их особенности и бурные реакции.
5. Останавливайте их спокойно, с невозмутимым лицом, действуйте при минимуме слов.
6. Обсуждайте их поведение только после их успокоения.
7. Не отвергайте их, т.к. они очень мстительны.
8. Выясните, как возникает агрессивное поведение и каково возможное решение.
9. Наделите агрессивного ребёнка какой-либо ответственностью в школе.
10. Учитывайте, что перед сильными у агрессивного ребёнка появляются в поведении элементы раболепия, а перед слабыми агрессии.
11. Не угрожайте и не шантажируйте агрессивного ребёнка, т.к. в какой-то момент это перестаёт действовать и Вы будете неубедительны и бессильны.
12. Воинственность ребёнка можно успокоить своим спокойствием.
13. Не разряжайте своё плохое настроение на таких детях.
Найдите повод похвалить их, особенно спустя некоторое время после наказания—дети убедятся, что претензии были не лично к ним, а к их поступкам.
Помните, что этим детям свойственны страхи тревожные опасения, боязнь нового, незнакомого, низкая адаптивность. В школьном возрасте—ипохондрия за своё здоровье и здоровье родных. Появляется навязчивость и чрезмерная мнительность. Им важно, как они выглядят в глазах других в неудобных, стыдливых ситуациях; они испытывают тяжелейший стресс, который долго переживают. Они склонны к суицидам.
Застенчивые дети очень внушаемы, поэтому:
1. Не ставьте их в позицию неопределённости, неизвестности.
2. Не включайтесь в игру их болезней, давайте им работу, когда они здоровы.
3. Включайте их в общественные посильные дела.
4. Хвалите их за самостоятельность.
5. Стимулируйте их личную ответственность.
6. Не создавайте напряжения во взаимоотношениях, не угрожайте. Отношения с застенчивым ребёнком должны быть ровные, открытые. Он должен понимать Ваши эмоции и чувства к нему. Негативизм относите к его поступку, а не к личности. Вы должны успокоить ребёнка.
7. Если уровень притязаний ребёнка завышен, то помогите найти адекватный.
8. Будьте осторожны с передачей стрессовой информации . Не допускайте, чтобы ребёнок выбегал из класса—это опасно. Сразу же следуйте за ним. Даже когда он расстроен, не выводите его из класса. Освободите на время его от работы—дайте ему время успокоиться.
9. Позволяйте иногда отвечать ему с места или письменно.
Как правило, эти дети из семей с высокой моральной ответственностью. И для этих детей самое страшное—ошибиться или подвести кого-либо. Задача учителя научить детей спокойно относиться к ошибкам, иметь желание их исправить, находя при этом разные варианты решения проблемы.
Хронический стресс возникает обычно двумя путями: либо как следствие острой стрессовой ситуации, либо в результате действия незначительных, на первый взгляд, но многочисленных и "долгоиграющих" неприятных факторов (а часто - как разнообразные и самые причудливые комбинации всего вышеперечисленного).
В первую очередь надо ликвидировать, разрядить возникшую в коре головного мозга стрессовую доминанту или же создать новую, конкурирующую. В этом вам помогут:
Различные методы расслабления, релаксации:
Именно умение расслабиться является основой снятия стресса. Смысл расслабления (релаксации) - снять физиологическое и психологическое напряжение.
Существует много типов и приемов релаксации, вы без труда найдете в Интернете их подробные описания. Отметим следующие методы релаксации:
Спорт. Упражнения должны быть достаточно трудными, чтобы адреналин, накопившийся при стрессе, израсходовался целиком. Если физические нагрузки будут недостаточными, в крови останется избыток адреналина, значит, останутся раздражительность и злость. Но и не переусердствуйте: сверхнагрузки для неподготовленного человека могут плохо закончиться.
Общение с близким человеком поможет, во-первых, "излить душу", т.е. разрядить очаг возбуждения; во-вторых, переключиться на другую тему; в-третьих, совместно поискать пути к благополучному разрешению ситуации.
Захватывающие игры, в том числе компьютерные.
Шоппинг. Для тех, кто любит походить по магазинам, поглазеть на товары - прекрасный метод. Главное даже не купить нужную вещь, а смотреть, выбирать и наслаждаться самим процессом.
Переключение на любимое дело, хобби. Чем увлекательнее дело, на которое пытается переключиться расстроенный человек, тем ему легче создать конкурирующую доминанту. Очень полезно иметь какое-то хобби, которое открывает путь положительным эмоциям.
Другие способы отвлечься (чтение захватывающего романа, просмотр кинофильма).
Расслабившись, успокоившись, отогнав от себя тяжелые мысли и переживания, переходите к самому главному: анализу причин стресса и поиску путей выхода из создавшейся ситуации.
Все способы борьбы с хроническим стрессом можно свести к двум вариантам: надо изменить либо ситуацию, либо свое отношение к ней.
Лучший способ избавиться от затянувшегося стресса - полностью разрешить конфликт, устранить разногласия, помириться. Устранив хотя бы некоторые, даже мелкие, факторы хронического стресса, вы почувствуете значительное улучшение.
Стиль-это индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и учащихся. Он учитывает особенности коммуникативных возможностей учителя, достигнутый уровень взаимоотношений педагога и воспитанников, творческую индивидуальность педагога, особенности ученического коллектива. Стиль общения педагога с детьми - это категория социальная и нравственная.
Известный психолог В.А. Кан-Калик выделял следующие стили педагогического общения:
1. Общение на основе увлеченности совместной деятельностью. Этот тип общения складывается на основе высоких профессионально-этических установок педагога, на основе его отношения к педагогической деятельности в целом. Вместо односторонних воздействий педагога на учащихся - общая творческая деятельность воспитанников вместе с воспитателями и под их руководством. О таких учителях говорят: «За ним дети (ученики) буквально по пятам ходят!»
2. Общение на основе дружеского расположения. Это тоже продуктивный стиль педагогического общения. Педагог выполняет роль наставника, старшего товарища, участника совместной учебной деятельности. Дружеское расположение - важнейший регулятор общения, а вместе с увлеченностью совместным делом может иметь и деловую направленность. Однако дружественность, как и любое эмоциональное настроение в процессе общения, должна иметь меру. Нельзя превращать ее в панибратские отношения с учащимися, что отрицательно сказывается на учебно-воспитательном процессе.
3. Общение-дистанция. Это довольно распространенный стиль общения, которым пользуются как начинающие, так и опытные педагоги. Суть его в том, что во взаимоотношениях педагога и учащихся постоянно обеими сторонами ощущается дистанция во всех сферах общения, в обучении - со ссылкой на авторитет и профессионализм, в воспитании - со ссылкой на жизненный опыт и возраст. Этот стиль не способствует созданию творческой атмосферы. Но это не означает, что дистанция вообще не должна существовать, она необходима в общей системе отношений ученика и педагога, в их совместном творческом процессе и диктуется логикой этого процесса, а не просто волей учителя.
4. Общение-устрашение. Это негативная форма общения. Чаще всего к ней прибегают начинающие учителя, что объясняется их неумением организовать продуктивную совместную деятельность с учениками. Такое общение разрушает творческую деятельность, представляет собой сугубо регламентирующую коммуникативную систему, ограничивающую творческий поиск детей.
5. Общение-заигрывание. Играет в работе с детьми не менее отрицательную роль, характерно для молодых учителей, стремящихся к популярности. Такое общение обеспечивает лишь ложный, дешевый авторитет, что противоречит требованиям педагогической этики.