Советы психолога

Причины возникновения синдрома эмоционального выгорания

Причины возникновения синдрома эмоционального выгорания

 

 Синдром «выгорания» – сложный психофизиологический феномен, который определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки, выражается в депрессивном состоянии, чувстве усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способностей видеть положительные результаты своего труда, отрицательной установке в отношении работы и жизни вообще. У специалиста, испытывающего синдром эмоционального «выгорания», появляются различные симптомы физических недомоганий, головные боли, бессонница, потеря аппетита или склонность к перееданию, злоупотреблению успокаивающими или возбуждающими средствами.

Существуют различные мнения относительно факторов возникновения выгорания и самих симптомов эмоционального «выгорания». Исследователи сходятся во мнении о том, что главный источник «выгорания» – это взаимодействие с людьми. Педагогический работник должен обладать эмоциональной устойчивостью, быть готовым к психическим перегрузкам.

Педагогические работники должны хорошо знать свои профессиональные возможности и ограничения, постоянно учитывать свой психофизиологический и трудовой потенциал. На развитие «эмоционального выгорания» и деформацию личности педагога влияет группа личностных, организационных, ролевых факторов, которые действуют в такой сложной взаимосвязи и взаимозависимости, что в каждом отдельном случае предсказать стопроцентное возникновение «эмоционального выгорания» практически невозможно. Обычно причина «выгорания» – это комбинация вредоносных факторов, но индивидуальная ситуация профессионального развития может усугублять или сглаживать их влияние.

Причины возникновения синдрома «эмоционального выгорания»

Главная причина синдрома эмоционального выгорания – психологическое, душевное переутомление. Оно возникает в случае, когда требования в течение продолжительного времени преобладают над ресурсами человека. В результате, нарушается состояние равновесия, и оно неизбежно приводит к выгоранию.

По мнению психологов, к основным причинам появления СЭВ можно отнести такие:

  1. Превышение «лимитов».

Нервная система человека имеет определенный «лимит общения» — за день человек в состоянии уделить полноценное внимание только ограниченному количеству людей. Если же их число превышает «лимит», неизбежно наступит истощение, а потом и выгорание. Такой же лимит есть и у восприятия, внимания, решения задач. Этот предел индивидуален, он очень подвижен, зависит от состояния нервной системы человека.

  1. Отсутствие обоюдного коммуникативного процесса.

Все мы привыкли к тому, что коммуникативный процесс с людьми двусторонний, и за позитивным посылом последует отклик: уважение, благодарность, усиление внимания. Но на такую отдачу способны далеко не все клиенты, пациенты, ученики. Нередко в виде «вознаграждения» за усилия человек получает лишь невнимание, равнодушное молчание, порой даже и неблагодарность, враждебность. И в тот момент, когда число таких неудач превышает допустимую для человека границу, начинает развиваться кризис самооценки и трудовой мотивации.

  1. Отсутствие полноценного результата.

Зачастую в работе с людьми очень сложно, практически невозможно правильно оценить, «пощупать» результат. Независимо от того, старается человек или нет, результат может быть одним и тем же, и очень трудно доказать, что какие-то определенные старания ведут к повышению результативности, а безразличие – к ее снижению. Такая причина распространена среди педагогических работников.

  1. Индивидуальные особенности человека.

Кому-то проще целыми днями выполнять рутинную работу, но в случае необходимости мобилизации сил и аврального режима труда на таких людей сложно рассчитывать. Другие люди способны изначально трудиться увлеченно и активно, но быстро «выдыхаются». Есть хорошие исполнители, которым необходимы прямые указания руководителя, и творческие работники, предпочитающие в своей деятельности свободу выбора. Понятно, что в случаях, когда поставленные перед сотрудником задачи не соответствуют складу его личности, СЭВ может развиться быстрее и глубже.

  1. Неправильная организация труда, нерациональное управление.
  2. Профессиональная деятельность, связанная с ответственностью за здоровье, судьбу, жизнь людей.

Профилактика  синдрома «эмоционального выгорания» и

рекомендации по его предотвращению

Существенная роль в борьбе с синдромом эмоционального выгорания  отводится, прежде всего, самому работнику. Соблюдая перечисленные ниже рекомендации, он не только сможет предотвратить возникновение СЭВ, но и достичь снижения степени его выраженности.

Рекомендации по предотвращению возникновения

синдрома эмоционального выгорания

 

  1. определение краткосрочных и долгосрочных целей (это не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что вы находитесь на верном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию; достижение краткосрочных целей успех, который повышает степень самовоспитания);
  2. использование «тайм-аутов», что необходимо для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы);
  3. овладение умениями и навыками саморегуляции (релаксация, определение целей и положительная внутренняя речь способствуют снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию);
  4. профессиональное развитие и самосовершенствование (одним из способов предохранения от синдрома эмоционального выгорания является обмен профессиональной информацией с представителями других служб, что дает ощущение более широкого мира, нежели тот, который существует внутри отдельного коллектива, для этого существуют различные способы - курсы повышения квалификации, конференции и пр.);
  5. уход от ненужной конкуренции (бывают ситуации, когда ее нельзя избежать, но чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным, что способствует возникновению синдрома эмоционального выгорания);
  6. эмоциональное общение (когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается или процесс этот оказывается не столь выраженным);
  7. поддержание хорошей физической формы (не стоит забывать, что между состоянием тела и разумом существует тесная связь: неправильное питание, злоупотребление спиртными напитками, табаком, уменьшение веса или ожирение усугубляют проявления синдрома эмоционального выгорания);
  8. Не бойтесь делиться своими переживаниями с близкими людьми. Именно родные и любимые помогут Вам справиться с переживаниями;
  9. Не приносите сон в жертву профессии. Во время сна происходит «разгрузка» психики;
  10. Найдите хобби. Интересы вне работы позволят снять напряжение, отвлечься от неприятностей;
  11. Помните, невозможно успеть все. Трезво оценивайте свои возможности.
  12. Не пытайтесь все контролировать. Существуют обстоятельства, которые нам не подконтрольны.

В целях направленной профилактики

синдрома эмоционального выгорания следует:

 

  • стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;
  • учится переключаться с одного вида деятельности на другой;
  • проще относиться к конфликтам на работе;
  • не пытаться быть лучшим всегда и во всем.

Важнейшим условием профилактики является соблюдение педагогами правил психогигиены, таких, как:

 

  • стремление к личностному росту;
  • расширение кругозора, т.е. информированность;
  • четкое разделение личной жизни и профессиональной деятельности;
  • расширение своих социальных контактов.

Психическое здоровье предполагает состояние полного душевного равновесия, умение владеть собой, способность быстро приспосабливаться к сложным ситуациям и преодолевать их, в короткое время восстанавливать душевное равновесие.

Профессиональное самосохранение педагогов

может быть достигнуто посредством:

 

  • овладения культурой самоорганизации;
  • профилактики профессиональных кризисов, срывов путем изучения своего профессионального опыта и ошибок;
  • своевременного распознавания тревожных симптомов усталости и владения методами психологической защиты.

Самопомощь – совокупность социальных и социально-психологических средств, используемых отдельным человеком или определенной группой с целью поддержания достойных условий своего существования и социальной активности. Специалисту по социальной работе крайне важно овладеть следующими принципами рационального отношения к жизни:

  • уметь отличать главное от второстепенного;
  • соблюдать внутреннее спокойствие, уравновешенность, адекватно выбирать меры воздействия на событие;
  • обладать эмоциональной зрелостью, устойчивостью, стремлением выйти за рамки проблемной ситуации;
  • уметь подходить к проблеме с разных точек зрения, обладать гибкостью и готовностью к любым неожиданным событиям;
  • быть наблюдательным и дальновидным;
  • стремиться понять других и уметь извлекать положительный опыт из происходящего;
  • быть готовым оказать помощь другим в сложных жизненных ситуациях и уметь оптимально решать свои собственные проблемы.

Педагогу важно знать следующие способы

получения положительных эмоций:

 

  • ставить перед собой цель и достигать ее; успех позволяет пережить чувство полноты и удовлетворения жизнью;
  • общаться с друзьями, единомышленниками;
  • общаться с природой, искусством;
  • проявлять постоянный интерес к жизни других людей, к окружающему миру, что расширяет кругозор и увеличивает необходимый для успешной профессиональной деятельности жизненный опыт.

Невозможно полностью исключить влияние стрессовых факторов на нашу жизнь. Но можно научиться правильно, реагировать на них и не допускать эмоционального истощения.

 

свернуть

Памятки

Зарядка позитивного мышления

Зарядка позитивного мышления

«Именно сегодня»

Каждое утро проговаривайте себе этот текст.

Стимулируйте себя к действию. Не забывайте себе говорить

ободряющие слова.

  1. Именно сегодня у меня будет спокойный день, и я буду счастлива. Счастье – это внутреннее состояние каждого человека. Счастье не зависит от внешних обстоятельств. Моё счастье заключено внутри меня. Каждый человек счастлив настолько, насколько он хочет быть счастливым.
  2. Именно сегодня я позабочусь о своём  здоровье.  Я  сделаю зарядку,  буду  ухаживать  за  своим  телом,  избегать  вредных  для здоровья привычек и мыслей.
  3. Именно сегодня я включусь в ту жизнь, которая окружает меня, и не буду пытаться приспособить её к своим желаниям. Я приму моего ребёнка, мою семью,  мою работу  и  обстоятельства  моей  жизни такими, какие они есть и постараюсь полностью им соответствовать.
  4. Именно сегодня я уделю внимание своему общему развитию. Я займусь полезным делом. Я не буду лениться и заставлю работать свой ум.
  5. Именно сегодня я продолжу своё нравственное самоусовершенствование. Я буду полезной и нужной своему ребёнку, семье, самой себе.
  6. Именно сегодня я буду доброжелательна ко всем. Я буду выглядеть как можно лучше, буду любезной и щедрой на похвалы. Я не буду придираться к людям, и пытаться их исправить.
  7. Именно сегодня я  буду  жить  проблемами  только  нынешнего дня. Я не буду стремиться решить сразу несколько дел.
  8. Именно сегодня я намечу программу своих дел, которые я хочу осуществить. Эта программа  избавит  меня  от  спешки  и нерешительности  даже в  том случае,  если я не смогу её точно выполнить.
  9. Именно сегодня я не буду бояться  жизни  и  собственного счастья.  Я  буду  любить  и  верить  в  то,  что  те,  кого  люблю,  любят  и верят в меня.
  10. Именно сегодня я  проведу  полчаса  в  покое  и  одиночестве, полностью расслабляясь.

Успехов вам!

свернуть

Рекомендации по работе со слабоуспевающими детьми

  1. При опросе слабоуспевающего школьника давайте примерный план ответа, разрешайте пользоваться планом, составленным дома или записями, сделанными на уроке.
  2. Задавайте им наводящие вопросы, помогающие последовательно изложить материал.
  3. При опросе создавайте специальную ситуацию успеха,  разрешайте дольше готовиться у доски, снижайте темп опроса, стимулируйте подбадриванием и похвалой.
  4. Регулярно проверяйте усвоение материала, особенно по тем темам уроков, на которых ученик отсутствовал.
  5. В ходе опроса и при анализе его ответа обеспечивайте атмосферу доброжелательности, проявляйте деликатность и чуткость.
  6. При изложении нового материала чаще обращайтесь к ним с вопросами, выясняющими степень понимания ими материала, привлекайте их в качестве помощников при демонстрации опытов, наглядных пособий.
  7. Анализируя их самостоятельную работу, отмечайте их успехи и положительные моменты, указывайте на типичные затруднения и пути их преодоления.
  8. При организации домашней работы, подбирайте для них задания по осознанию и исправлению ошибок: проводите подробный инструктаж, предлагайте карточки-консультации. Рассчитывайте так объем домашнего задания, чтобы не допускать перегрузки школьника.

      С целью преодоления пробелов в знаниях, умениях и навыках система мер по оказанию помощи неуспевающему школьнику должна включать следующие виды деятельности:

  1. Помощь в планировании учебной деятельности (планирование повторения и выполнения минимума упражнений для ликвидации пробелов, алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устранению типичных ошибок).
  2. Дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности.  Более  подробно объясняйте последовательность выполнения задания, разбивайте задание на дозы и этапы. Стимулируйте их самостоятельные действия.
  3. Стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуаций успеха, побуждение к активному труду и др.).
  4. Контроль за учебной деятельностью (более частый опрос ученика, проверка всех домашних заданий, активизация самоконтроля в учебной деятельности и др.).
  5. При невозможности преодолеть неуспеваемость путем организации самостоятельной работы школьника следует организовать различные формы взаимопомощи со стороны одноклассников. При этом необходимо проинструктировать и неуспевающего учащегося, и ученика, который будет с ним заниматься.   При большой запущенности программного материал учитель сам проводит дополнительные занятия с учеником.
свернуть

Рекомендации по работе с замкнутыми (аутичными) детьми

Этих  детей  характеризует  выраженный  аутизм  (уход в  себя,  боязнь  мира).  Они  склонны  к  развитию  логического  мышления, но  у  них  отсутствуют широкие  познавательные  интересы.  У  них  нетипичные  интересы: о  строении  мира,  о  потустороннем  мире…  Эти  дети  любят  много читать,  у  них  развита  речь,  но  часто  она  формально.  Негативные  черты:  эмоциональная  холодность,  эмоциональная  тупость,  не  испытывает  большой  привязанности  к  родителям;  не интересуется  мнением  других,  безразличен  к внешнему  миру.  Эти  дети  способны  на  странные  поступки,  у  них  притуплённое  самосохранение.  У  этих  детей  нет  друзей,  они  подчиняются  другим,  не  смотрят  в  глаза.

В  работе  с  такими  детьми  надо  опираться  на  их  сильные  стороны. Морали  на них  не  действуют  вообще,  ничего  им  не  навязывать,  самим  приспособляться  к  ним.

  1. Не  призывайте  их  к  совести,  не  читайте  морали.
  2. Учитывайте  наличие  страхов  методом наблюдения,  особенно  анализом  рисунков;  определите  тематику  страхов,  потом  прорисуйте  их:  из  страшного  сделайте  смешное.  Страх  у  этих  детей  сопряжён  с  любопытством—помогите  преодолеть  эту  проблему.
  3. Помогайте  им  в  развитии  речи,  внимания,  моторики,  в  формировании  навыков  ИЗО.
  4. Смягчите  общий  эмоциональный  дискомфорт,  тревожность.
  5. Стимулируйте  психическую  активность,  направленную  на  взаимодействие  со  сверстниками  и  взрослыми.
  6. Учитывайте  их  интерес  к  точным  наукам.
  7. Учитывайте  парадоксальность  и  непредсказуемость  от  мышления  до  чувств  и  поступков.
  8. Выделяйте  его  поведение,  как  отличное от других  и  в  то   же  время  дайте  ему  почувствовать  принадлежность  к  классному  коллективу.
свернуть

Рекомендации по работе с гиперактивными детьми с истерическими реакциями

  1. Игнорируйте истерические реакции.
  2. Предупредите класс, чтобы он не обращал внимание на ребёнка в момент истерики.
  3. Хвалите позитивные поступки такого ребёнка для закрепления нового стиля поведения.
  4. Не стремитесь угодить.
  5. Не обращайте постоянно внимание на его плохое настроение—ему этого и надо (подсознательно).
  6. Чаще давайте понять, что он вправе сам решать и нести ответственность за свои решения и поступки.
  7. Займите такого ребёнка таким видом деятельности, чтобы он смог своим трудом выделиться среди сверстников, а не своим поведением, т.к. он жаждет признания.
  8. Если у ребёнка высокий уровень притязаний, определите круг доступных притязаний.
  9. Этот ребёнок требует много льгот для себя.
  10. Не попадайте под его влияние и не позволяйте манипулировать собой, т.к. он лжив и способен   входить в доверие.
  11. Критикуйте поступки ребёнка, а не его личность, не делайте замечания постоянно—за несколько поступков—одно замечание/наказание.
  12. Позволяйте ему проявлять эмоции бурно, но не грубо, в рамках дозволенного.
  13. Усильте систему поощрений и наказаний (наказание неподвижностью)
  14. Если ребёнок осознал свой проступок, то с побеседуйте с ним. Беседа должна быть запоминающейся.
  15. Устраните влияние всепрощающих взрослых, требования должны быть едины.
  16. Ужесточить режим, пресекать бесцельное время препровождение.
  17. Ребёнок должен нести ответственность за помощь по дому, за выполнение уроков. Контроль не должен быть постоянным.
  18. Не позволять выполнять другое дело, пока не завершит первое.
  19. Чётко ориентировать ребёнка в понятиях «хорошо», «плохо», «надо».
  20. Повышайте самооценку ребёнка, уверенность в себе.
свернуть

Рекомендации по работе с агрессивными детьми

 1.     Агрессивные  дети  часто  бывают  вооружены.

 2.     Никогда  не  оскорбляйте  их,  в диалоге  не  используйте  жаргонные  и  бранные  слова—это  не  даст им права  оскорблять  Вас  и  не демонстрировать  в  поведении  всё,  на  что они  способны.

 3.     Ведите  общение  на  равных,  но  не  впадайте  в зависимость  от  них.  Лучше  несколько  дистанцироваться  от  них.

 4.     Не боритесь  с  ними  в  открытую,  т.к.  это  усугубит  отношения.  Следует учитывать  их  особенности  и  бурные  реакции.

 5.     Останавливайте  их  спокойно,  с  невозмутимым  лицом,  действуйте  при  минимуме  слов.

 6.     Обсуждайте  их  поведение только  после  их  успокоения.

 7.     Не  отвергайте  их,  т.к.  они  очень  мстительны.

 8.     Выясните,  как  возникает  агрессивное  поведение  и каково  возможное  решение.

9.     Наделите  агрессивного  ребёнка  какой-либо  ответственностью  в  школе.

 10. Учитывайте,  что  перед  сильными  у  агрессивного ребёнка  появляются в  поведении элементы  раболепия,  а  перед  слабыми  агрессии.

 11. Не  угрожайте  и  не  шантажируйте  агрессивного  ребёнка,  т.к.  в  какой-то  момент это  перестаёт  действовать  и  Вы  будете  неубедительны  и бессильны.

 12. Воинственность  ребёнка  можно  успокоить  своим  спокойствием.

 13. Не  разряжайте  своё  плохое  настроение  на  таких  детях.

Найдите  повод  похвалить  их,  особенно  спустя  некоторое время  после  наказания—дети  убедятся,  что  претензии  были  не  лично  к  ним,  а  к их  поступкам.

свернуть

Рекомендации по работе с застенчивыми детьми

Помните, что  этим  детям  свойственны  страхи  тревожные  опасения,  боязнь нового,  незнакомого,  низкая  адаптивность.  В  школьном возрасте—ипохондрия  за  своё  здоровье  и  здоровье  родных.  Появляется  навязчивость  и  чрезмерная  мнительность.  Им важно,  как  они  выглядят  в  глазах  других  в  неудобных,  стыдливых  ситуациях;  они  испытывают  тяжелейший  стресс,  который долго переживают.  Они  склонны к  суицидам.

Застенчивые  дети  очень  внушаемы,  поэтому:

1.     Не  ставьте  их  в  позицию  неопределённости,  неизвестности.

2.     Не  включайтесь  в  игру  их  болезней,  давайте  им  работу,  когда  они  здоровы.

3.     Включайте  их  в  общественные  посильные  дела.

4.     Хвалите   их  за  самостоятельность.

5.     Стимулируйте  их  личную  ответственность.

6.     Не  создавайте  напряжения  во  взаимоотношениях,  не  угрожайте. Отношения  с  застенчивым  ребёнком  должны  быть  ровные, открытые.  Он  должен  понимать  Ваши  эмоции  и  чувства  к  нему.  Негативизм  относите  к  его  поступку,  а  не  к  личности.  Вы  должны  успокоить  ребёнка.

7.     Если  уровень  притязаний  ребёнка  завышен,  то  помогите   найти  адекватный.

8.     Будьте  осторожны  с  передачей  стрессовой  информации .  Не  допускайте,  чтобы  ребёнок  выбегал  из  класса—это  опасно.  Сразу  же  следуйте  за  ним.  Даже  когда он  расстроен,  не  выводите его  из  класса.  Освободите на  время  его  от  работы—дайте ему  время  успокоиться.

9.     Позволяйте  иногда  отвечать  ему  с  места  или  письменно.

Как  правило,  эти  дети  из  семей  с  высокой  моральной  ответственностью.  И  для этих  детей самое  страшное—ошибиться  или  подвести  кого-либо.  Задача  учителя  научить  детей  спокойно  относиться  к  ошибкам,  иметь  желание  их  исправить,  находя  при  этом  разные  варианты  решения  проблемы.

свернуть

Как справиться с долговременным стрессом

Хронический стресс возникает обычно двумя путями: либо как следствие острой стрессовой ситуации, либо в результате действия незначительных, на первый взгляд, но многочисленных и "долгоиграющих" неприятных факторов (а часто - как разнообразные и самые причудливые комбинации всего вышеперечисленного).

В первую очередь надо ликвидировать, разрядить возникшую в коре головного мозга стрессовую доминанту или же создать новую, конкурирующую. В этом вам помогут:

Различные методы расслабления, релаксации:

Именно умение расслабиться является основой снятия стресса. Смысл расслабления (релаксации) - снять физиологическое и психологическое напряжение.

Существует много типов и приемов релаксации, вы без труда найдете в Интернете их подробные описания. Отметим следующие методы релаксации:

  • медитация;
  • мышечная релаксация;
  • массаж;
  • баня, сауна;
  • аутогенная тренировка;
  • йога.

Спорт. Упражнения должны быть достаточно трудными, чтобы адреналин, накопившийся при стрессе, израсходовался целиком. Если физические нагрузки будут недостаточными, в крови останется избыток адреналина, значит, останутся раздражительность и злость. Но и не переусердствуйте: сверхнагрузки для неподготовленного человека могут плохо закончиться.

Общение с близким человеком поможет, во-первых, "излить душу", т.е. разрядить очаг возбуждения; во-вторых, переключиться на другую тему; в-третьих, совместно поискать пути к благополучному разрешению ситуации.

Захватывающие игры, в том числе компьютерные.

Шоппинг. Для тех, кто любит походить по магазинам, поглазеть на товары - прекрасный метод. Главное даже не купить нужную вещь, а смотреть, выбирать и наслаждаться самим процессом.

Переключение на любимое дело, хобби. Чем увлекательнее дело, на которое пытается переключиться расстроенный человек, тем ему легче создать конкурирующую доминанту. Очень полезно иметь какое-то хобби, которое открывает путь положительным эмоциям.

Другие способы отвлечься (чтение захватывающего романа, просмотр кинофильма).

Расслабившись, успокоившись, отогнав от себя тяжелые мысли и переживания, переходите к самому главному: анализу причин стресса и поиску путей выхода из создавшейся ситуации.

Все способы борьбы с хроническим стрессом можно свести к двум вариантам: надо изменить либо ситуацию, либо свое отношение к ней.

Лучший способ избавиться от затянувшегося стресса - полностью разрешить конфликт, устранить разногласия, помириться. Устранив хотя бы некоторые, даже мелкие, факторы хронического стресса, вы почувствуете значительное улучшение.

свернуть

Стиль педагогического общения

Стиль-это индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и учащихся. Он учитывает особенности коммуникативных возможностей учителя, достигнутый уровень взаимоотношений педагога и воспитанников, творческую индивидуальность педагога, особенности ученического коллектива. Стиль общения педагога с детьми - это категория социальная и нравственная.

Известный психолог В.А. Кан-Калик выделял следующие стили педагогического общения:

1. Общение на основе увлеченности совместной деятельностью. Этот тип общения складывается на основе высоких профессионально-этических установок педагога, на основе его отношения к педагогической деятельности в целом. Вместо односторонних воздействий педагога на учащихся - общая творческая деятельность воспитанников вместе с воспитателями и под их руководством. О таких учителях говорят: «За ним дети (ученики) буквально по пятам ходят!»

2. Общение на основе дружеского расположения. Это тоже продуктивный стиль педагогического общения. Педагог выполняет роль наставника, старшего товарища, участника совместной учебной деятельности. Дружеское расположение - важнейший регулятор общения, а вместе с увлеченностью совместным делом может иметь и деловую направленность. Однако дружественность, как и любое эмоциональное настроение в процессе общения, должна иметь меру. Нельзя превращать ее в панибратские отношения с учащимися, что отрицательно сказывается на учебно-воспитательном процессе.

3. Общение-дистанция. Это довольно распространенный стиль общения, которым пользуются как начинающие, так и опытные педагоги. Суть его в том, что во взаимоотношениях педагога и учащихся постоянно обеими сторонами ощущается дистанция во всех сферах общения, в обучении - со ссылкой на авторитет и профессионализм, в воспитании - со ссылкой на жизненный опыт и возраст. Этот стиль не способствует созданию творческой атмосферы. Но это не означает, что дистанция вообще не должна существовать, она необходима в общей системе отношений ученика и педагога, в их совместном творческом процессе и диктуется логикой этого процесса, а не просто волей учителя.

4. Общение-устрашение. Это негативная форма общения. Чаще всего к ней прибегают начинающие учителя, что объясняется их неумением организовать продуктивную совместную деятельность с учениками. Такое общение разрушает творческую деятельность, представляет собой сугубо регламентирующую коммуникативную систему, ограничивающую творческий поиск детей.

5. Общение-заигрывание. Играет в работе с детьми не менее отрицательную роль, характерно для молодых учителей, стремящихся к популярности. Такое общение обеспечивает лишь ложный, дешевый авторитет, что противоречит требованиям педагогической этики.

свернуть