Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию Брестского райисполкома
Государственное учреждение образования
"Средняя школа д. Вистычи"
Рекомендации классному руководителю
Методические рекомендации по учету организационно-воспитательной работы в классном журнале
(в помощь классному руководителю учреждений общего среднего образования)
Методические рекомендации по учёту часов организационно-воспитательной (далее ОВР) работы дают возможность классному руководителю вести надлежащий учёт этих часов.
Учёт часов ОВР отражает содержание работы классного руководителя с учащимися и его родителями.
Введение
В соответствии с Положение об учреждении общего среднего образования, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20 декабря 2011 года №283, воспитательную работу с учащимися класса учреждения образования при реализации образовательных программ общего среднего образования организует учитель, который выполняет обязанности классного руководителя. Организационно-воспитательная работа, проводимая классным руководителем в классе, осуществляется за пределами времени, отводимого на проведение учебных занятий, в соответствии с планом идеологической и воспитательной работы классного руководителя на четверть или полугодие (включая работу на каникулах, в шестой школьный день) [1, стр.61].
При документировании организационно-воспитательной работы в классном журнале классный руководитель должен указать количество часов, соответствующее тарификации. В журнал записываются наиболее значимые воспитательные мероприятия и другие виды организационно-воспитательной деятельности. Воспитательная работа, которая выходит за рамки установленного объема часов по тарификации, может фиксироваться в дневниках классного руководителя, или вестись в других формах учета, принятых в данном учреждении [2, стр.14].
Для записи в классном журнале часов ОВР предлагаются следующие виды деятельности:
Пример:
Дата |
Содержание работы |
Количество часов |
15.02 |
Индивидуальная беседа с учащимся Ивановым И.К. |
0,5 |
13.05 |
Индивидуальная беседа с родителями Ивановыми К.Т. |
1 |
Справочно: Ф.И.О. ребенка и его родителя записывается в журнале без указания темы беседы, а также накануне индивидуальной беседы с учащимся(ся), родителями составляется рабочий план с кратким описанием темы, целей и содержанием беседы.
Справочно: Необходимо уделить внимание проведению бесед в соответствии с планом воспитательной работы. План может меняться в соответствии с внешними факторами. Так, при увеличении количества простудных заболеваний проводятся беседы о профилактике гриппа и вирусных инфекций. В начале учебного года следует рассказать о профилактике глазных заболеваний, правильной осанке.
В журнале делается следующая запись:
Дата |
Содержание работы |
Количество часов |
15.02 |
Беседа «О вреде курения» |
0,5 |
19.12 |
Викторина «Правила поведения на дороге» |
1 |
08.11 |
Тематическая встреча с ветераном Вов Лавровым И.С. «Эти годы в памяти хрантся» |
1 |
09.12 |
Круглый стол «Мы за здоровье» с представителем здравоохранения |
1 |
Справочно: Классный час проводится еженедельно по запланированной тематике, а также не реже одного раза в месяц по вопросам состояния дисциплины, результатам учебной деятельности обучающихся, участия в общественно полезном труде, культурной и общественной жизни класса учреждения образования.
В журнале делается следующая запись:
Дата |
Содержание работы |
Количество часов |
15.02 |
Классный час «О вреде курения» |
1 |
Справочно: При заполнении классного журнала указывается дата проведения и тема информационного часа точно в соответствии с утвержденными администрацией учреждения расписанием и тематикой, а также количество часов: 0,5 ч при продолжительности информационного часа 20-30 мин, 1 ч- при продолжительности информационного часа 35-45 мин.
Планирование тематики информационных часов в учреждениях образования рекомендуется осуществлять по четвертям, полугодиям/семестрам в соответствии с основными направлениями идеологической и воспитательной работы, определенными инструктивно-методическими письмами Министерства образования, Программой воспитания учреждения образования, планом идеологической и воспитательной работы на текущий год.
В журнале делается следующая запись:
Дата |
Содержание работы |
Количество часов |
15.02 |
Информационный час «Важнейшие общественно-политические события уходящего года» (информ-дайджест) |
0,5 |
В журнале делается следующая запись:
Дата |
Содержание работы |
Количество часов |
15.02 |
Тематический информационный час «Безопасные и полезные каникулы» |
1 |
В журнале делается следующая запись:
Дата |
Содержание работы |
Количество часов |
15.02 |
Изучение условий жизни и воспитания обучающихся |
1 |
Справочно: Посещение семьи ребенка целесообразно зафиксировать в таблице, где отмечается дата посещения, Ф.И.О. законных представителей несовершеннолетнего и кратко отмечаются условия воспитания и проживания обучающегося
Дата |
Ф.И.О. законных представителей несовершеннолетнего |
Условия жизни и воспитания обучающегося (удовлетворительные или требуют дополнительного внимания других специалистов) |
|
|
|
В таблице указывается удовлетворенность условиями (если не замечено каких-либо поводов для тревоги или требующие дополнительного внимания (требуются кратко указать, что могло вызвать тревогу и требует дальнейшего изучения или особого внимания).
В журнале делается следующая запись:
Дата |
Содержание работы |
Количество часов |
15.02 |
Родительское собрание «Профилактика девиантного поведения» |
1,5 |
В журнале делается следующая запись:
Дата |
Содержание работы |
Количество часов |
15.02 |
Мониторинг уровня воспитанности за первое полугодие |
0,5 |
В журнале делается следующая запись:
Дата |
Содержание работы |
Количество часов |
15.02 |
Планирование работы с классом |
1 |
2. Организация культурно-массовой работы с учащимися:
В журнале делается следующая запись:
Дата |
Содержание работы |
Количество часов |
09.05 |
Участие в шествии в рамках акции «Бессмертный полк» |
0,5 |
В журнале делается следующая запись:
Дата |
Содержание работы |
Количество часов |
15.02 |
Экскурсия в Беловежскую пущу «По страничкам истории» |
1,5 |
В журнале делается следующая запись:
Дата |
Содержание работы |
Количество часов |
15.02 |
Посещение кинотеатра, просмотр и обсуждение тематического фильма «Света нет» |
1,5 |
3. Организация общественно-полезной деятельности учащихся:
Дата |
Содержание работы |
Количество часов |
15.02 |
Акция «Чистый двор» |
1 |
17.03 |
Республиканский субботник |
1,5 |
Справочно: слово уборка не пишется, только акция, рейд и другое.
Дата |
Содержание работы |
Количество часов |
15.02 |
Санитарная уборка класса |
1 |
Справочно: слово уборка не пишется, только акция, рейд и другое.
Примечание:
Проверка дневников, организация питания, посещение уроков у учителей-предметников, оформление документации в классном журнале и другие виды деятельности, предусмотренные должностными обязанностями классного руководителя, не фиксируются. Запись в журнале должна совпадать с планированием воспитательной работы.
Не допускаются исправления, пометки.
Запись о количестве записанных организационно-воспитательных часах за неделю, месяц в журнале, не прописывается.
Запись об общешкольных мероприятиях в журнале не прописывается.
В начале и в конце учебного года делается запись о проведении праздника первого и последнего звонка.
Литература:
1. Сборник нормативных документов «Рекомендации по организации деятельности классного руководителя», 2013. №17.1-80, стр.61
2. Методические рекомендации Министерства образования Республики Беларусь «Планирование воспитательной работы в классе и её учёт» НГ № 4 - 41 от 20.03.2003 г.
3. Примерная структурная модель ведения документации, регламентирующей организацию воспитательной работы в учреждении общего среднего образования». Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь, №6, 2012.
Рекомендации классным руководителям в работе с «трудными» подростками
Рекомендации
классному руководителю
по подготовке класса к экзаменам
Классный руководитель при подготовке класса к экзаменам отвечает за разъяснения учащимся хода проведения экзаменов. В целях обеспечения успешной подготовки и сдачи учащимися экзаменов он обязан:
- Следить за ходом повторения, опросам учащихся своего класса по всем предметам путем посещения уроков, бесед с учителями и учащимися, просмотра классных журналов и дневников учащихся, бесед с родителями.
- Взять под особое наблюдение работу неуспевающих учащихся и учеников с неустойчивыми знаниями, оказать помощь учителю по организации для них индивидуальных занятий.
- Ознакомить учащихся и их родителей с правилами и порядком подготовки и проведения экзаменов.
- Помочь учителям своего класса в деле ознакомления учащихся с программой повторения и с экзаменационными билетами.
- Обеспечить каждому ученику возможность посещения компьютерного класса школы, разрешить пользоваться школьными наглядными пособиями и приборами школьного кабинета при подготовке к экзаменам.
- Организовать возможность заниматься в школе тем учащимся, которые не имеют для этого условий дома.
- Подготовить списки:
а) учеников, допущенных к экзаменам;
б) Списки учащихся класса по группам.
- Оформить класс к экзаменам (вынести лишнюю мебель, подготовить стол для экзаменаторов и рабочие места учеников).
- Собрать все данные для заполнения свидетельств и аттестатов.
- В дни экзаменов следить за тем, чтобы учащиеся приходили в школу в установленное время, имели опрятный внешний вид.
- Поддерживать постоянную связь с учителями и членами экзаменационной комиссии, проводящими экзамены.
- Знать ход экзаменов по каждой группе.
- Обеспечивать своевременную явку учащихся на экзамены.
III. Работа после экзаменов
- По окончании экзаменов собрать у всех преподавателей класса сведения с окончательными итоговыми оценками успеваемости учащихся класса; заполнить сводную ведомость успеваемости учащихся по результатам экзаменов в классном журнале по всем предметам; составить сводную ведомость итоговых оценок по предметам, выставляемых в аттестат.
- Внести все данные в личные дела учеников.
- Составить педагогическую характеристику на каждого ученика.