Причины возникновения синдрома эмоционального выгорания

08.11.2019

Причины возникновения синдрома эмоционального выгорания

 

Синдром «выгорания» – сложный психофизиологический феномен, который определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки, выражается в депрессивном состоянии, чувстве усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способностей видеть положительные результаты своего труда, отрицательной установке в отношении работы и жизни вообще. У специалиста, испытывающего синдром эмоционального «выгорания», появляются различные симптомы физических недомоганий, головные боли, бессонница, потеря аппетита или склонность к перееданию, злоупотреблению успокаивающими или возбуждающими средствами.

Существуют различные мнения относительно факторов возникновения выгорания и самих симптомов эмоционального «выгорания». Исследователи сходятся во мнении о том, что главный источник «выгорания» – это взаимодействие с людьми. Педагогический работник должен обладать эмоциональной устойчивостью, быть готовым к психическим перегрузкам.

Педагогические работники должны хорошо знать свои профессиональные возможности и ограничения, постоянно учитывать свой психофизиологический и трудовой потенциал. На развитие «эмоционального выгорания» и деформацию личности педагога влияет группа личностных, организационных, ролевых факторов, которые действуют в такой сложной взаимосвязи и взаимозависимости, что в каждом отдельном случае предсказать стопроцентное возникновение «эмоционального выгорания» практически невозможно. Обычно причина «выгорания» – это комбинация вредоносных факторов, но индивидуальная ситуация профессионального развития может усугублять или сглаживать их влияние.

Причины возникновения синдрома «эмоционального выгорания»

Главная причина синдрома эмоционального выгорания – психологическое, душевное переутомление. Оно возникает в случае, когда требования в течение продолжительного времени преобладают над ресурсами человека. В результате, нарушается состояние равновесия, и оно неизбежно приводит к выгоранию.

По мнению психологов, к основным причинам появления СЭВ можно отнести такие:

  1. Превышение «лимитов».

Нервная система человека имеет определенный «лимит общения» — за день человек в состоянии уделить полноценное внимание только ограниченному количеству людей. Если же их число превышает «лимит», неизбежно наступит истощение, а потом и выгорание. Такой же лимит есть и у восприятия, внимания, решения задач. Этот предел индивидуален, он очень подвижен, зависит от состояния нервной системы человека.

  1. Отсутствие обоюдного коммуникативного процесса.

Все мы привыкли к тому, что коммуникативный процесс с людьми двусторонний, и за позитивным посылом последует отклик: уважение, благодарность, усиление внимания. Но на такую отдачу способны далеко не все клиенты, пациенты, ученики. Нередко в виде «вознаграждения» за усилия человек получает лишь невнимание, равнодушное молчание, порой даже и неблагодарность, враждебность. И в тот момент, когда число таких неудач превышает допустимую для человека границу, начинает развиваться кризис самооценки и трудовой мотивации.

  1. Отсутствие полноценного результата.

Зачастую в работе с людьми очень сложно, практически невозможно правильно оценить, «пощупать» результат. Независимо от того, старается человек или нет, результат может быть одним и тем же, и очень трудно доказать, что какие-то определенные старания ведут к повышению результативности, а безразличие – к ее снижению. Такая причина распространена среди педагогических работников.

  1. Индивидуальные особенности человека.

Кому-то проще целыми днями выполнять рутинную работу, но в случае необходимости мобилизации сил и аврального режима труда на таких людей сложно рассчитывать. Другие люди способны изначально трудиться увлеченно и активно, но быстро «выдыхаются». Есть хорошие исполнители, которым необходимы прямые указания руководителя, и творческие работники, предпочитающие в своей деятельности свободу выбора. Понятно, что в случаях, когда поставленные перед сотрудником задачи не соответствуют складу его личности, СЭВ может развиться быстрее и глубже.

  1. Неправильная организация труда, нерациональное управление.
  2. Профессиональная деятельность, связанная с ответственностью за здоровье, судьбу, жизнь людей.

Профилактика  синдрома «эмоционального выгорания» и

рекомендации по его предотвращению

Существенная роль в борьбе с синдромом эмоционального выгорания  отводится, прежде всего, самому работнику. Соблюдая перечисленные ниже рекомендации, он не только сможет предотвратить возникновение СЭВ, но и достичь снижения степени его выраженности.

Рекомендации по предотвращению возникновения

синдрома эмоционального выгорания

 

  1. определение краткосрочных и долгосрочных целей (это не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что вы находитесь на верном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию; достижение краткосрочных целей успех, который повышает степень самовоспитания);
  2. использование «тайм-аутов», что необходимо для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы);
  3. овладение умениями и навыками саморегуляции (релаксация, определение целей и положительная внутренняя речь способствуют снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию);
  4. профессиональное развитие и самосовершенствование (одним из способов предохранения от синдрома эмоционального выгорания является обмен профессиональной информацией с представителями других служб, что дает ощущение более широкого мира, нежели тот, который существует внутри отдельного коллектива, для этого существуют различные способы - курсы повышения квалификации, конференции и пр.);
  5. уход от ненужной конкуренции (бывают ситуации, когда ее нельзя избежать, но чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным, что способствует возникновению синдрома эмоционального выгорания);
  6. эмоциональное общение (когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается или процесс этот оказывается не столь выраженным);
  7. поддержание хорошей физической формы (не стоит забывать, что между состоянием тела и разумом существует тесная связь: неправильное питание, злоупотребление спиртными напитками, табаком, уменьшение веса или ожирение усугубляют проявления синдрома эмоционального выгорания);
  8. Не бойтесь делиться своими переживаниями с близкими людьми. Именно родные и любимые помогут Вам справиться с переживаниями;
  9. Не приносите сон в жертву профессии. Во время сна происходит «разгрузка» психики;
  10. Найдите хобби. Интересы вне работы позволят снять напряжение, отвлечься от неприятностей;
  11. Помните, невозможно успеть все. Трезво оценивайте свои возможности.
  12. Не пытайтесь все контролировать. Существуют обстоятельства, которые нам не подконтрольны.

В целях направленной профилактики

синдрома эмоционального выгорания следует:

 

  • стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;
  • учится переключаться с одного вида деятельности на другой;
  • проще относиться к конфликтам на работе;
  • не пытаться быть лучшим всегда и во всем.

Важнейшим условием профилактики является соблюдение педагогами правил психогигиены, таких, как:

 

  • стремление к личностному росту;
  • расширение кругозора, т.е. информированность;
  • четкое разделение личной жизни и профессиональной деятельности;
  • расширение своих социальных контактов.

Психическое здоровье предполагает состояние полного душевного равновесия, умение владеть собой, способность быстро приспосабливаться к сложным ситуациям и преодолевать их, в короткое время восстанавливать душевное равновесие.

Профессиональное самосохранение педагогов

может быть достигнуто посредством:

 

  • овладения культурой самоорганизации;
  • профилактики профессиональных кризисов, срывов путем изучения своего профессионального опыта и ошибок;
  • своевременного распознавания тревожных симптомов усталости и владения методами психологической защиты.

Самопомощь – совокупность социальных и социально-психологических средств, используемых отдельным человеком или определенной группой с целью поддержания достойных условий своего существования и социальной активности. Специалисту по социальной работе крайне важно овладеть следующими принципами рационального отношения к жизни:

  • уметь отличать главное от второстепенного;
  • соблюдать внутреннее спокойствие, уравновешенность, адекватно выбирать меры воздействия на событие;
  • обладать эмоциональной зрелостью, устойчивостью, стремлением выйти за рамки проблемной ситуации;
  • уметь подходить к проблеме с разных точек зрения, обладать гибкостью и готовностью к любым неожиданным событиям;
  • быть наблюдательным и дальновидным;
  • стремиться понять других и уметь извлекать положительный опыт из происходящего;
  • быть готовым оказать помощь другим в сложных жизненных ситуациях и уметь оптимально решать свои собственные проблемы.

Педагогу важно знать следующие способы

получения положительных эмоций:

 

  • ставить перед собой цель и достигать ее; успех позволяет пережить чувство полноты и удовлетворения жизнью;
  • общаться с друзьями, единомышленниками;
  • общаться с природой, искусством;
  • проявлять постоянный интерес к жизни других людей, к окружающему миру, что расширяет кругозор и увеличивает необходимый для успешной профессиональной деятельности жизненный опыт.

Невозможно полностью исключить влияние стрессовых факторов на нашу жизнь. Но можно научиться правильно, реагировать на них и не допускать эмоционального истощения.

 

Ещё в этом разделе