Концлагеря

Центральный пересыльный лагерь военнопленных №121 (Дулаг-121)

В ходе изучения Акта «О злодеяниях немецко-фашистских захватчиков в городе Гомеле», составленного 05.01.1945 Специальной Следственной Комиссией Гомельского городского Совета депутатов (далее – ССК), Акта № 11 «О массовом истреблении фашистскими захватчиками советских военнопленных в городе Гомеле», составленного 25.01.1945 ССК, а также объяснений, протоколов опросов и допросов свидетелей, задержанных и обвиняемых (выписок из них) установлено следующее.

Из актов ССК следует, что «в сентябре 1941 г. командованием немецко-фашистских войск в северо-западной части г. Гомеля – в границах улиц Советской, Тельмана, Поротовой и переулка Военного был организован лагерь для советских военнопленных под названием «Центральный пересыльный лагерь военнопленных № 121» (далее – «Дулаг-121»), который просуществовал до 10 октября 1943 г. По своему характеру лагерь № 121 являлся одним из основных звеньев фашистского конвейера смерти, состоявшего из различных карательных застенков, созданных гитлеровцами в Гомеле. Именно здесь, в лагере № 121, отчетливей и ярче, чем где бы то ни было, проявлялось осуществление расистской программы германского милитаризма об уничтожении славянских народов вообще и, в первую очередь, великого русского народа».

Из архивных документов следует, что помимо военнопленных в лагере также содержалось гражданское население, родственники партизан, в том числе и несовершеннолетние.

Из протокола допроса бывшего военнослужащего комендатуры Дулага № 121 в г. Гомеле Р. Гейне от 12 ноября 1947 г. следует, что «…в лагере гор. Гомеля с августа 1941 г. по февраль 1942 г. умерло военнопленных примерно 13 000 чел., лагерь в то время именовался № 120, а штаб лагеря № 121 в то время находился в г. Унеча. В феврале месяце 1942 г. штаб 121-го лагеря принял военнопленных от 120-го лагеря, примерно 13-15 тысяч человек, после приема нами военнопленных в феврале-марте м-це 1942 г. еще умерло 3000 чел. военнопленных…».

По своему характеру Дулаг № 121 являлся одним из основных звеньев фашистского конвейера смерти. Прежде всего, лагерь был организован в помещениях, совершенно неприспособленных для жилья, в котором отсутствовали не только нары, но и не было потолка, пола и окон.

Он был устроен в конюшнях одного из кавалерийских полков, дислоцировавшегося до войны в Гомеле, где гитлеровцы умудрялись содержать 30-35 тысяч, а временами и до 60 тысяч советских военнопленных. Результатом этого была чрезмерная скученность, доходившая до того, что люди совершенно не имели места, где можно было бы стоять, а не только лежать.

Значительная часть военнопленных была вынуждена находиться под открытым небом, независимо от времени года и состоянии погоды.

Игнорируя международные законы о порядке ведения войны и правил содержания военнопленных, фашисты морили людей голодом, тем самым умышленно обрекали их на мучительную смерть.

Усугубляло положение военнопленных отсутствие элементарной медицинской помощи. Гитлеровцы не давали военнопленным даже воды для питья и умывания. В баню их не водили, белья не меняли.

Преднамеренно созданные невыносимые для человека условия породили различные эпидемические заболевания, вследствие которых советские люди гибли в массовом количестве.

В лагере нацисты ввели систему телесных наказаний виновников за малейшее нарушение лагерного порядка, привязывали к столбу, после этого палачи зверски избивали их резиновыми дубинками, палками, прикладами, проволокой. Заключенным наносили ножевые ранения только за то, что они не приветствовали немцев. Имели место факты избиения и расстрела военнопленных ради забавы. Зимой же фашисты умерщвляли военнопленных путем замораживания, обливая холодной водой либо раздевая и привязывая к столбу.

Голодных обессиливших советских граждан фашисты заставляли выполнять каторжную работу. Продолжительность рабочего дня доходила до 15 часов. Военнопленные использовались на погрузке боеприпасов, рытье противотанковых рвов, их впрягали по 10-15 человек в повозки и возили таким образом кирпич, дрова и другие грузы.

Ежедневная смертность среди военнопленных достигала 500 человек. Многие граждане доходили до состояния отчаяния и кончали жизнь самоубийством, либо провоцировали на расстрел. В зимнее время смертность достигала 1000 человек в день. Палачи не успевали вывозить из лагеря трупы погибших. Тогда гитлеровцы установили за лагерем несколько специальных печей, в которых и сжигали умерщвленные ими жертвы. Такие печи работали круглые сутки.

Из акта ССК следует, что фашисты истребляли и хоронили военнопленных из Гомельского центрального пересыльного лагеря № 121 истребленных ими советских военнопленных и мирных граждан:

  1. во рву бывшего тира, располагавшегося на территории лагеря, где захоронено около 75000 жертв;
  2. в специально приготовленных путем взрыва грунта ямах (там же на территории лагеря), а также на улицах Тельмана и Подгорной;
  3. в противотанковом рву, находящемся около клинкерного завода, где захоронено до 20000 лиц;
  4. в противотанковом рву, находящемся на 201 километре железнодорожной линии Гомель-Жлобин, где захоронено до 2800 человек.
  5. в ямах около элеватора и других местах.
свернуть

Мемориальный комплекс «Хатынь»

Бывшая деревня Логойского района Минской области Хатынь стала символом трагедии белорусского народа, скорбной страницей истории времен Великой Отечественной войны.

В Хатыни жили обычные белорусские крестьяне, которые обрабатывали землю, выращивали урожай, растили детей, справляли свадьбы и праздники.

Трагедия настигла Хатынь в морозный солнечный день 22 марта 1943 года. Утром отряд карателей окружил деревню. Из домов выгнали стариков, детей, женщин и мужчин. Больных и немощных подталкивали прикладами. Всех их согнали в сарай на окраине и подожгли. Сгорели 149 человек, в том числе 75 детей. Тех, кто пытался спастись, расстреливали. В пламени, охватившем всю деревню, исчезли 26 домов. Чудом спаслись 5 детей и 1 взрослый – Иосиф Каминский (прототип скульптуры «Непокоренный человек»).

Бывшая деревня Логойского района Минской области Хатынь стала символом трагедии белорусского народа, скорбной страницей истории времен Великой Отечественной войны.

В Хатыни жили обычные белорусские крестьяне, которые обрабатывали землю, выращивали урожай, растили детей, справляли свадьбы и праздники.

Трагедия настигла Хатынь в морозный солнечный день 22 марта 1943 года. Утром отряд карателей окружил деревню. Из домов выгнали стариков, детей, женщин и мужчин. Больных и немощных подталкивали прикладами. Всех их согнали в сарай на окраине и подожгли. Сгорели 149 человек, в том числе 75 детей. Тех, кто пытался спастись, расстреливали. В пламени, охватившем всю деревню, исчезли 26 домов. Чудом спаслись 5 детей и 1 взрослый – Иосиф Каминский (прототип скульптуры «Непокоренный человек»).

Бывшая деревенская улица выложена серыми (под цвет пепла) железобетонными плитами. На месте каждого сожженного дома – венец сруба из серого железобетона, внутри его обелиск в виде печной трубы с мемориальной плитой, на которой фамилии и имена сожженных жителей дома, наверху – колокол; у каждого венца сруба железобетонная калитка. 26 хатынских колоколов разносят по миру горькую память земли белорусской. Завершает мемориальный комплекс Древо жизни с названиями 433 деревень республики, уничтоженных вместе с жителями и возрожденных после войны.

Мемориальный комплекс «Хатынь» – символ народной памяти. Мало где в мире бывает такая задумчивая, напряженная тишина, как в Хатыни, – только шорох шагов на бетонных тропинках, только глухие удары колоколов. Скорбная тишина… Она прячет в себе и гул яростного огня, и детский плач, и отчаянные крики матерей, и гневные проклятия умирающих в пламени мужчин. Суровым и лаконичным языком рассказывает мемориал о мужестве и непокоренности белорусского народа.

Материалы по теме:

  1. Мемориальный комплекс «Хатынь»
  2. Мемориальный комплекс «Хатынь»
  3. Хатынь — трагедия сожжённых деревень
  4. Живой свидетель Хатыни! Кто и за что сжёг деревню с её жителями?
свернуть

Мемориальный комплекс «Ола»

В результате реконструкции братского захоронения создан мемориальный комплекс «Ола», который включает три функциональные зоны: входную группу, мемориальную зону (на территории, примыкающей к существующему братскому захоронению) и соединяющий их пешеходный маршрут по бывшей деревенской улице.

В центре мемориальной зоны — символичный крест и колокол. Рядом — звонница в виде стилизованного деревенского сарая с количеством колоколов по числу деревень, жители которых здесь погибли.

Название деревни происходит от названия реки Ола (приток реки Березины), около которой и было основано поселение. Упоминается в документах 1795 г. как населённый пункт Бобруйского уезда Минской губернии. Деревня имела 6 дворов и являлась государственной собственностью.

По данным переписи 1917 г. деревня Ола входила в Паричскую волость, имела 3 хозяйственных двора, в которых проживали 18 жителей.

В 1926 г. – 17 дворов, 79 жителей.

Перед началом Великой Отечественной войны деревня Ола насчитывала 34 двора и 168 жителей.

Деревня Ола была оккупирована в конце июля 1941 года. Утром 14 января 1944 года немецкий карательный отряд вместе с войсковой частью, которая насчитывала около 1 тыс. солдат, окружил деревню. Людей загоняли в дома,

которые затем поджигали. Тех, кто пытался убежать, расстреливали из пулеметов и автоматов, бросали в огонь живыми. Таким образом было расстреляно и сожжено 1758 мирных жителей, в том числе 950 детей.

После войны деревня Ола не возродилась.

В 1958 году на братской могиле, в которой захоронены мирные жители и советские воины (всего 2253 человека), был установлен памятник — скульптура коленопреклоненного солдата с венком.

Адрес: Гомельская область, Светлогорский район, Чирковичский сельсовет, урочище Ола.

МАТЕРИАЛЫ  ПО ТЕМЕ:

  1. ВИДЕО: «ОЛА – судьба застывшая в огне»
  2. 80 лет назад в деревне Ола фашисты уничтожили в 12 раз больше людей, чем в Хатыни.
  3. ОЛА – 12 ХАТЫНЕЙ!
свернуть

Мемориальный комплекс на месте концлагеря в Красном Берегу

В деревне Красный Берег располагался один из крупнейших детских донорских концлагерей. В нем содержались дети в возрасте от 8 до 14 лет. У них брали кровь для нацистских солдат и офицеров, а тех, кто оставался жив, отправляли в Германию. Но выживали немногие.

Мемориал открывает скульптура девочки-подростка с поднятыми вверх руками, которая словно молит Бога защитить невинных детей. Она стоит на красных камушках — капельках крови. Автор этой трогательной композиции — белорусский скульптор Александр Финский. За ней находится «Мертвый класс» из белых парт и школьной доски, на которой написано предсмертное письмо-мольба 15-летней Кати Сусаниной отцу из фашисткой неволи. Слова эти леденят кровь. Пустой класс… Каменные плиты… Сердце пронзает боль за всех детей, прошедших фашистский ад. С обратной стороны классной доски — карта Беларуси, где отмечены 16 концентрационных лагерей, в которых содержались дети, 5 из них — донорские. За школьной доской расположена самая светлая и жизнеутверждающая часть мемориала — «Площадь солнца». В центре площади находится «Белый парусник». На нем написано 171 имя. Это имена детей разных национальностей, которым удалось выжить.

Комплекс, посвященный жертвам фашизма в Красном Берегу, представляет собой Площадь Солнца с восемью расходящимися по яблоневому саду аллеями-лучами. Основными объектами мемориала являются:

  • Скульптура девочки на входе в комплекс. Истощенная и худенькая, девочка в отчаянии вздымает вверх тонкие руки, будто пытается защитить себя от всех кошмаров и ужасов нацистской «фабрики смерти».
  • «Белый класс». Композиция из пустых школьных парт белого цвета. Этот класс называют еще мертвым. Находится на главной аллее («Луч памяти»).
  • Письмо Кати Сусаниной. Текст реального письма 15-летней девочки на фронт отцу – на черной доске перед «Мертвым классом». Письмо нашли в 1944 году в Лиозно как «завещание умирающей дочки». Девочка написала его перед тем, как совершить самоубийство, чтобы не ехать в Германию.
  • Кораблик Надежды. Этот символ-памятник находится в центре экспозиции. На белоснежных парусах начертаны детские имена.
  • Детские рисунки. Более 20 художественных работ в витражах располагаются за кораблем Надежды. Они также проникнуты светлыми эмоциями, изгоняющими мрак смерти.
  • Яблоневый сад как важная часть мемориальной композиции. Символ пролитой крови, памяти и надежды. 

Мемориальный комплекс в деревне Красный Берег находится в 20 км от Жлобина и 105 км от Гомеля. Это памятник республиканского значения. Из 8 импровизированных «лучей» мемориального комплекса только один – черный. Все проникнуто светом надежды, однако сдержать слезы во время экскурсии действительно очень трудно

свернуть

Концлагерь «Озаричи»

«19 марта 1944 года наступающие части Красной Армии в районе местечка Озаричи Полесской области, Белорусской ССР, обнаружили на переднем крае немецкой обороны три концентрационных лагеря, в которых находилось свыше 33 тысяч детей, нетрудоспособных женщин и стариков» из сообщения чрезвычайной комиссии по  расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков в  месте неподалёку от современных Озарич Калинковичского района.

Из Озаричских лагерей наши солдаты освободили 33 480 человек, среди которых было 15 960 детей в возрасте до 13 лет, 13 072 нетрудоспособные женщины и 4 448 стариков. 20 тысяч человек было уничтожено фашистами.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

  1. Настоящий геноцид: лагерь смерти Озаричи
  2. Мемориальный комплекс Озаричским узникам смерти
  3. Концлагерь «Озаричи»
  4. Концлагерь «Озаричи». Конвейер смерти
  5. Мемориальный комплекс «Озаричи» готовится к обновлению. О чем вспоминают дети узников концлагеря?
  6. Озаричи. Без срока давности — документально-публицистический фильм-расследование АТН
свернуть