- Учащиеся могут обнаруживать признаки того, насколько хорошо они понимают материал через невербальный язык или язык поз и жестов. Если учитель умеет читать язык телодвижений, это зачастую может помочь ему относиться к отдельным ученикам с большим пониманием и человечностью. К языку телодвижений или невербальному способу передачи информации относятся мимика человека, взгляд, позы, жесты и внешний вид индивида. Если вы, как учитель, не уверены в реакции ученика на урок, обратите внимание на следующую информацию, которую он выражает всем своим телом.
- Если кисти рук лежат спокойно друг на друге или с переплетенными пальцами, ученик спокоен и уверен в себе. И, наоборот, если руки сжаты или если пальцы впиваются в стол либо перебирают что-то, он нервничает или напуган. Если руки прикрывают глаза, он защищает себя от внимания учителя или спрашивающего.
- Если голова склонена набок, ученик внимательно слушает. Если голова склонилась вперед, он вспоминает информацию. Если ученик встречает ваш взгляд глазами, он уверен в себе и заинтересован. Если зрачки глаз расширены, ученику приятно. Если же зрачки сужены или ученик смотрит с прищуром, возможно ему комфортно в классе.
- Если ученик потирает нос или дергает себя за ухо либо за волосы, это обычно свидетельствует о том, что он не уверен, что понимает, что говорит учитель.
- Если ученик пожимает плечами, это признак безразличия. Ученик, у которого руки сложены на груди, пытается отгородиться от информации или защищается.
- Если тело скособочено, ученик демонстрирует невнимание. С другой стороны, если он сидит прямо, слегка подавшись вперед, это показатель его интереса к уроку.