Советы учителя-дефектолога

Речевая среда в семье и ее влияние на развитие ребенка.

Консультация для родителей.
развернуть

Речь — одна из линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также оказывает огромную услугу в познании мира, в котором мы живем.

Речь, чудесный дар природы, не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить

      Иногда родители считают, что плохая речь их ребёнка исправится сама собой и для этого ничего не надо делать. Другие считают, что развитие речи требует особой ограничивающей среды, как в школе, специально подготовленных, учебных занятий и откладывают её развитие до преддошкольного возраста. Третьи думают, если ребёнок узнает все буквы в 2 года, научиться читать и будет знать наизусть стихи К.И.Чуковского, то речь их ребёнка будет правильной, понятной и чёткой. А есть внимательные родители, которые задумываются, почему  одни дети начинают говорить позже, а другие раньше? Что нужно делать для того, чтобы речь ребёнка развивалась как можно раньше?

Среди множества слагаемых успеха  в жизни не последнее место имеет чёткая и ясная речь. Поэтому учить малыша говорить правильно надо начинать чуть ли не с пелёнок.         

      Залог успеха – это речевая среда, в которой он находится с момента рождения, оказывает большое влияние на формирование его речи. Развитие речи идёт постоянно, в течение всего дня, а если он насыщен событиями и впечатлениями, то он вдвойне стимулирует ребёнка к общению. Речевая среда это не только общение с ребёнком, а многие факторы, которые собраны воедино, которые положительно или отрицательно влияют на развитие ребёнка. Главную роль играет обогащённая или необогащённая среда.

Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев. Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам, постепенно овладевает правильным произношением

        В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание  в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь.

Родители просто обязаны знать, какое огромное значение для ребенка имеет речь взрослых, и как именно нужно разговаривать с маленькими детьми. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний слов.

Совершенно неуместна «подделка» под детский язык, которая нередко тормозит развитие речи. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребенка многие слова долетают искаженно («смори» вместо «смотри», «не бежи» вместо «не беги», «ваще» вместо «вообще» и т.д.).

Особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ребенка и длинные слова. Обращаясь непосредственно к сыну или дочери, родители должны побуждать их отвечать, а они имеют возможность внимательно прислушиваться к вашей речи.

Родители должны приучить малыша смотреть прямо на говорящего, тогда он легче перенимает артикуляцию взрослых.

Неправильное произношение закрепляется в результате следующих причин:

1) Неправильная речь окружающих. Встречающиеся в ней некоторые из перечисленных недочетов поддерживаются в речи детей.

2) Недостаточный учет взрослыми тенденций ребенка к усвоению речи окружающих. Они не показывают в трудных случаях, как следует артикулировать данный звук, не поправляют ребенка, не вызывают его интереса к произношению. Предоставленный своим собственным силам, он не всегда удачно и вовремя преодолевает трудности произношения.

3) Непосильная для ребенка речевая нагрузка. Взрослые часто побуждают детей заучивать слишком обширный и трудный для них речевой материал. Нередко «усердные» родители форсируют изжитие возрастных особенностей речи настойчивыми исправлениями и требованием говорить правильно. В результате переутомления физиологических механизмов речи речевые неправильности еще более закрепляются и даже преумножаются. Кроме того, у ребенка тускнеет интерес к речи, к правильности ее, так как энергия его к изучению языка напряжена до тех пор, пока он видит перед собой нужное и необходимое, и падает, когда он чувствует, что от него требуется непосильное.

4) Неблагоприятная обстановка, среди которой живет ребенок в период развития своей речи: постоянный шум, крики, суета, оглушающие ребенка, утомляющие его и мешающие ему четко воспринимать речь окружающих.

Почти все личностные качества: вкусы, привычки, характер, темперамент закладываются у человека в детстве. И немалую роль в становлении личности играет речь.

В раннем детстве мы можем заметить, какой у ребенка формируется характер. Представим себе ребенка с дефектом речи, который не посещает детский сад. Он не испытывает по этому поводу никаких переживаний. Сверстники не смеются над ним, не дразнят его. Он раскован, разговорчив, охотно общается. Точно такой же ребенок, посещающий детский сад, будет подвергаться насмешкам, обидным замечаниям, в концертах на детских утренниках такие дети не участвуют, воспитатели не допускают их на выступления. Ребенок обижен, он не чувствует себя равным среди других детей. Постепенно он будет стараться при удобном случае отмолчаться или ответить односложно, он постарается не принимать участия в речевых играх. Характер у него формируется замкнутый, он будет молчуном, неуверенным в своих силах, и, став взрослым, выберет себе профессию, которая не потребует частого и интенсивного общения с людьми. Есть большая вероятность, что у ребенка сформируется неправильное звукопроизношение, когда в семье кто-то из родителей, или брат, или сестра имеют дефекты произношения.

Эмоциональное общение взрослого с ребенком является важнейшей предпосылкой становления вербальных (речевых) форм коммуникации. Для полноценного развития речи необходимо как общение со взрослыми, так и со сверстниками. За речью ребенка важно следить всегда и везде.

Итог.

Для того чтобы процесс речевого развития протекал своевременно и правильно, необходимы определённые условия. В частности, ребёнок должен:

  1. Быть психически и соматически здоровым;

  2. Иметь нормальные умственные способности;

  3. Иметь полноценный слух и зрение;

  4. Обладать достаточной психической активностью;

  5. Обладать потребностью в речевом общении;

  6. Иметь полноценное речевое окружение.

Если родители часто общаются с ребёнком, играют с ним, читают сказки, разучивают стихотворения, то обычно речь малыша развивается своевременно и правильно. Для этого родителям рекомендуется соблюдать ряд правил:

1. Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребёнка, не перегружайте его речевыми занятиями;

2. В общении с ребёнком всегда следите за своей речью;

3. Не подстраивайтесь под лепет вашего малыша, говорите с ним не торопясь, чётко произносите звуки и слова;

4. Своевременно устраняйте недостатки речи ребёнка, но ни в коем случае не смейтесь над ним;

5. Не оставляйте вопросы детей без ответа, убедитесь, что ваш ответ понятен ребёнку

Итак ,блестящего результата в речевом развитии ребенка можно достичь только при условии согласованных действий родителей, воспитателей и логопедов (если такой специалист есть в детском саду). Для этого необходимо наладить взаимодействие семьи и детского сада, которое подразумевает, что все окружающие ребенка люди (родители и педагоги) действуют взаимосвязанно — решают единые задачи, согласовывают свои действия и наблюдения

Итак, перед взрослыми стоит цель: 
• в раннем возрасте обеспечивать богатство внешних впечатлений и опыта для создания и расширения базы речевого развития ребенка; формировать понятийную и активную речь; 
• в дошкольном возрасте (3—7 лет) обеспечивать комплексное развитие всех компонентов устной речи (произносительной стороны, словаря, грамматического строя, связной речи); 
• в дошкольном возрасте (4—7 лет) обеспечивать подготовку к усвоению письменных форм речи (чтения и письма). 
Достижение поставленной цели обеспечивается в процессе решения основных задач речевого развития детей раннего и дошкольного возраста, которые решаются в процессе взаимодействия семьи и детского сада. 

Все это дает возможность ребенку при поступлении в школу успешно овладевать программным материалом.



Занимаясь с ребенком, родители должны поддерживать хорошее, доброе настроение, набраться терпения и не раздражаться, далеко не все будет получаться с первого раза. Почаще хвалите ребенка и радуйтесь с ним каждой, даже самой незначительной, удаче. Ваш доброжелательный настрой – залог успеха.



Всегда помните – благополучие малыша целиком и полностью зависит от родителей! 



«Неуспеваемость младших школьников: ее причины и пути преодоления»



Неуспеваемость – это проблема, которая стоит перед каждой школой. Особенно острой она стала в последние годы, она волнует весь коллектив нашей школы. В данной работе я пыталась проанализировать причины возникновения неуспеваемости у младших школьников и наметить определенные пути ее преодоления и предупреждения.

Неуспеваемость – острейшая проблема современной школы, которая вызвана многими причинами. Что же мы понимаем под понятием «неуспеваемость»?

Обучение не только создает, но и опирается на определенный уровень подготовленности обучающихся наличие у них представлений о предметах и явлениях, умения воспринимать и понимать чужие мысли и выражать свои и т.д. Каждый шаг в процессе обучения основывается на некотором уровне подготовленности детей, который повышается по мере продвижения. Подобно тому как накапливается подготовленность обучающихся – знания, умения, опыт творческой деятельности, у некоторых из них накапливаются пробелы недоработки, недостатки в знаниях, умениях, способности учиться. Если такие пробелы и недостатки множатся и взаимодействуют, то к концу какого-то отрезка процесса обучения (например, учебной четверти) школьник приходит с подготовленностью, недостаточной для дальнейшего успешного движения.

Суммарная комплексная, итоговая неподготовленность обучающегося наступающая в конце более или менее законченного отрезка процесса обучения, и естьнеуспеваемость. Она охватывает многие элементы образованности, воспитанности и развитости, образуя сложное целое.

Отдельный же элемент неподготовленности, возникающий на ходу обучения, мы называем отставанием. Отставание соотносится с неуспеваемостью и как часть с целым, и как момент процесса с результатом процесса. Отставание как момент, если его не устранить, может превратиться в процесс отставания и привести в конечном итоге к неуспеваемости.

Какие же причины вызывают появление неуспеваемости обучающихся? Их условно можно разделить на три большие группы:

- социальные;

- физиологические;

- психолого-педагогические.

К социальным причинам относятся:

1. Снижение ценности образования, интеллигентности, профессиональной компетенции. В основе этого лежат многие негативные явления: уравниловка в оплате труда, при которой знания и честный труд не является определяющими для благополучия человека, власть бюрократии, коррупция. В этих условиях для многих людей утратился смысл образования – стал нужен диплом, аттестат, но никак не сами знания. Снижение ценности образования в обществе повлияло на отношение к нему учащихся. Многим школьникам средних и старших классов учение в школе стало казаться ненужной тратой времени, посягательством на их свободу.

2. Общее принижение роли интеллектуального труда, духовных ценностей в жизни общества. Это оказало влияние на состав учительства, т.к. в пединституты пошли многие из тех, кому нужен был только диплом. В результате снизился интеллектуальный и нравственный уровень учительства, в школах можно наблюдать проявление невежества, грубости, нелюбви к детям.

3. Потеря престижа школьного образования связана и с прогрессом технических средств информации, это явление отмечается не только в нашей стране, но и во всем мире. Из теле и радиопередач, из кино и видеофильмов можно быстро почерпнуть много полезной и занимательной информации, не утруждая себя ежедневными усидчивыми занятиями, которых требует учение в школе. Учитель в данное время перестает быть главным источником знаний, а школа – интеллектуальным центром, падает ее авторитет как образовательно-воспитательного учреждения.

Следующей большой группой причин неуспеваемости учащихся является физиологические причины. Не секрет, что здоровье детей в последние годы ухудшается. Медико-социолгические исследования обнаружили следующие предпосылки этого явления:

  • нарушение экологического равновесия в окружающей среде, которое отражаясь на здоровье матери, приводит к различным дефектам организма уже у новорожденных. Так, по данным А. Баранова, академика Российской академии медицинских наук в 1994 году каждый пятый новорожденный уже имел патологию;

  • физические и эмоциональные перегрузки женщин в системе производственных и семейных отношений, которые отрицательно влияют на организм детей, и на условия их жизни;

  • рост алкоголизма, наркомании, создающих условия для рождения психически и физически неполноценного потомства;

  • низкая культура семейного воспитания, возрастание числа неполных и неблагополучных семей, конфликтные внутрисемейные отношения, создающие почву для углубления нервно-психических отклонений и возникновения социальной запущенности;

  • недостатки здравоохранения, не позволяющие своевременно выявить ослабленных детей, обеспечить их необходимой медицинской помощью.

Неуспеваемость – проблема не только социальная, но и психолого - педагогическая. К педагогическим причинам неуспеваемости учащихся младших классов относятся, на мой взгляд:

-недостаточная подготовка ребенка к школе в дошкольных учреждениях и семье

-недостаточно хорошие школьные условия (это и содержание программ и учебников, методов обучения, технического оснащения учебного процесса, создание надлежащих санитарно-гигиенических условий и т.д.)

-неправильная мотивация к учению.

Перед школой стоят задачи преодоления неуспеваемости и ее предупреждения. Чтобы преодолеть неуспеваемость, руководителю школы и всем учителям, работающим в школе, необходимо изучить длительно неуспевающих обучающихся, их типологию, проанализировать причины глубокой устойчивой неуспеваемости, выбрать оптимальные методы работы с такими детьми. Выявление типов неуспевающих школьников является очень важной задачей не только в теоретическом, но и в практическом отношении, т.к. только при этом возможна разработка путей предупреждения и преодоления неуспеваемости. Наша школа в своей работе использует типологию неуспевающих учащихся, которую дает Л.В. Славина в своей книге «Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным школьникам», в которой выделены группы неуспевающих учащихся в зависимости от того, какая основная причина вызвала неуспеваемость. Л.В. Славина выделяет 5 групп неуспевающих школьников:

-школьники, у которых неправильное отношение к учению

-усваивающие материал с трудом

-школьники, у которых не сформированы навыки и способы учебной работы

-учащиеся, не умеющие трудиться

-школьники, у которых отсутствуют познавательные и учебные интересы.

Очень часто усилия учителей начальных классов сосредоточены на преодолении уже возникшей, ставшей фактом неуспеваемости. В центре внимания находится не профилактика зла, а борьба с ним, когда оно уже состоялось. На мой взгляд, в каждой школе назрела необходимость специальной, глубоко продуманной, повседневной деятельности педагогического коллектива, направленной на предупреждение неуспеваемости.

Целенаправленная работа школы по предупреждению неуспеваемости может дать хорошие результаты лишь при общем улучшении социальных условий. Однако, многое зависит от коллектива школы, от старания и творчества каждого учителя. Мне бы хотелось выделить основные этапы предупреждения неуспеваемости в начальной школе:

-диагностика, т.е. обнаружение ее признаков;

-анализ причин, породивших отставание;

-оперативная помощь обучающимся. Выбор и принятие мер по устранению неуспеваемости;

-проверка эффективности принятых мер, корректировка их.

Творчески работающие учителя, реализуя указанные выше этапы предупреждения неуспеваемости, опираются на:

-знание признаков возникающей неуспеваемости и умение их обнаруживать;

-знание того, какую помощь оказать обучающимся в зависимости от обнаруженных признаков неуспеваемости, и умение организовать нужную помощь;

-знание типичных для современной школы причин, вызывающих неуспеваемость, и умение применять это знание в конкретных условиях;

-знание путей устранения причин, порождающих неуспеваемость (тех, которые подвластны учителю);

-знание способов проверки эффективности своей деятельности и умения им пользоваться.

Они осознают, что предупреждение неуспеваемости в том и состоит, чтобы вовремя устранить отдельное отставание, не дать ему развиться. Потому что преодолеть неуспеваемость, т.е. запущенные, укоренившиеся, переплетенные в тугой узел отставания, гораздо труднее, чем устранить отдельное отставание, отдельный элемент неуспеваемости.

Как же обнаружить отставание школьника? Во-первых, учитель должен хорошо знать признаки отставания. Во-вторых, учителю нужно уметь видеть и слышать высказывания обучающихся, их ответы на вопросы, их деятельность и реакции, т.к. главными средствами обнаружения отставания является наблюдение и общение с обучающимися в ходе руководства их учебной деятельностью. Учителя, стремящиеся вовремя обнаружить те или иные отставания, постоянно ставят перед учащимися вопросы, чтобы активно шла работа, и было ясно, кто и в чем испытывает затруднения. Способом выявления отставаний является и контроль, но его значение не следует преувеличивать. Когда то или иное отставание замечено учителем, то встает вопрос, как помочь школьнику наверстать упущенное. Помощь эта может быть: непосредственной и опосредованной.

Опосредованная помощь направлена, прежде всего на устранение причин, вызывающих отставание, на общее улучшение условий обучения; это помощь широкого и длительного действия. Непосредственная помощь носит единовременный, локальный характер. Она осуществляется учителем, а также может быть поручена хорошо успевающим школьникам данного класса, как это делают опытные учителя. Но обязательно помощь должна носить дифференцированный подход, должна быть согласована с характером отставания. Так как одному, например, нужно потренироваться в решении примеров, другому – уяснить методы решения задач, третьему – преодолеть пассивность, отсутствие интереса. Поэтому прежде чем учитель определит характер индивидуальной помощи ученику, он должен изучить его затруднения и особенности жизни, если причина отставания кроется в организации деятельности обучающегося. Какую же экстренную помощь оказывают учителя нашей школы? Это:

  • повторение объяснения в максимально расчлененном виде, а потом задать вопросы о главном, отделяя детали;

  • повторное рассмотрение и анализ используемых на уроке таблиц и схем с объяснением непонятного;

  • выполнение ряда однотипных заданий с опорой на правило;

  • решение ряда задач, в которых используется изучаемое понятие, раскрывая возможные ходы мысли, находя альтернативные решения;

  • выполнение ряда упражнений, при которых школьник объясняет вслух ход своего рассуждения, выбор и порядок действий.

Такие занятия обычно производятся учителем после урока, в группе продленного дня. И при правильной организации дают положительные результаты.

Но если одни и те же отставания появляются вновь и вновь, грозя превратиться в неуспеваемость, то требуется серьезный анализ причин, их порождающих, и применение мер, направленных на ликвидацию или хотя бы нейтрализацию самих этих причин. Здесь усилий отдельного учителя недостаточно, нужна работа и коллектива учителей, и школы в целом. Такая помощь называется опосредованной. Из мер общешкольного характера при оказании опосредованной помощи мы используем дифференциацию условий в зависимости от состояния здоровья детей и степени их подготовки к школе.

Остро стоит в наши дни вопрос об отношениях семьи и школы. От чего же зависит возникновение отставаний учащихся? Формализм в отношении к учению детей свойственен, к сожалению, и многим родителям. Все ограничивается чисто внешней стороной – проверяют отметки, наказывают за двойки, за нарушения дисциплины. А в содержание учебной работы детей многие родители не вникают, не интересуются тем, что и как те изучают, каковы их трудности и радости. Такое отношение родителей действует на детей так же расхалаживающе, как и равнодушие, ведет к скрытности, лжи, уловкам. Иногда неправильно стимулируют учение и те родители, которые заинтересованы в школьных успехах своих детей. Акцент при этом делается не на истинных целях учения, а на ложных. Например, родители поощряют успехи ребенка, направляя его на то, чтобы он возвысился над другими учениками, был «на виду». Такое отрицательное влияние семьи может быть в какой-то степени нейтрализовано школой. Очень важен контакт учителя с родителями, их педагогическое просвещение. Важно учителю и родителям положительно влиять на своих воспитанников, организуя совместную деятельность детей и взрослых. Ведь для предупреждения неуспеваемости налаживание в школе насыщенной интересными делами коллективной жизни, в которую вовлечены все учащиеся независимо от их успеваемости и поведения, имеет важное значение. И учитель, и родители должны подчеркивать в поведении ребенка все хорошее, его успехи в учебе, всячески поддерживать желание ребенка стать лучше.

Отставание порождают и недостатки процесса обучения. Прежде всего порождают отставание такие уроки, которые не стимулируют познавательные интересы обучающихся. Причины этого: слабые связи обучения с жизнедеятельностью самих обучающихся, однообразие видов учебной работы, плохая организация самостоятельной работы обучающихся, равнодушие учителя к успехам. Поэтому вся работа начальной школы направлена на устранение этих недостатков процесса обучения, который способен предупреждать неуспеваемость и в котором возникающие отставания легко устраняются. Творчески работающие учителя школы заботятся о развитии познавательных интересов учащихся, ведут учет трудностей, стремятся удовлетворить потребность обучающихся в самостоятельности и самооценке. Эти черты в деятельности учителей проявляются как при подготовке к урокам, так и при их проведении. Опытные учителя школы, постоянно работающие над повышением мастерства, осуществляют на каждом уроке индивидуальный подход к обучающимся, как к слабоуспевающим, так и к сильнымшкольникам. На уроках русского языка проводятся дидактические игры, используется работа со словарем, различные карточки, интерактивная доска. Применение карточек повышает интерес обучающихся к работе на уроке, помогает учителям систематически учитывать уровень знаний, умений школьников, характер их затруднений в усвоении грамматики. С неуспевающими учениками ведется специальная работа по формированию у них интереса к знаниям. С этой целью используется интерес таких детей ко всему новому, неожиданному. Зная интересы этих детей, их осведомленность в отдельных вопросах, учителя дают возможность им показать свою эрудицию перед классом. Постепенно неуспевающий школьник меняет свое отношение к учению, а успех, продемонстрированный перед классом и вызвавший положительную оценку сверстников, является стимулом для последующей реализации своих знаний. Для преодоления отставания у обучающихся с низкой степенью обучаемости опытные учителя школы используют опережающее обучение. Суть его заключается в том, что слабоуспевающие дети значительно раньше своих сверстников (на дополнительных занятиях, в группе продленного дня) узнают новый материал. Поэтому и на уроке они начинают работать вместе со всеми более уверенно, увлеченно. Ведь для слабоуспевающего школьника очень важно почувствовать, что он так же, как и все, может успешно справляться со школьной программой. Различные подходы в работе со слабоуспевающими детьми носят гуманистический характер всей учебно-воспитательной работы школы.

Проверка эффективности принятых мер – последнее звено в деятельности по предупреждению неуспеваемости. Для этой цели используются те же признаки, что и для обнаружения отставаний: наблюдение, организация специальных самостоятельных работ и контроль. Самообучение с использованием вопросов к обучающимся, побуждение их к выполнению определенных действий дает материал для выводов о том, помогли ли принятые меры. Если признаки отставания сохраняются, значит, надо усиливать и непосредственную помощь обучающимся, и опосредованную – бороться с причинами, вызывающими отставание. Но если признаки отставания исчезли, продолжать наблюдение необходимо, так как отдельные элементы неуспеваемости всегда могут появиться и у успевающих обучающихся. Деятельность школы по предупреждению неуспеваемости должна быть проникнута духом гуманизма, уважения к личности, веры в ее возможности. Такое отношение требует от учителя высоких моральных качеств, профессиональных знаний, педагогической компетентности. Вера учителя в возможность предупредить и избежать неуспеваемость школьников является важным стимулом учебного процесса. Каждый учитель может добиться хорошей успеваемости, если своевременно увидит отставание ученика и вовремя окажет ему необходимую помощь.

свернуть

«Учимся слышать звуки и правильно их произносить»

Памятка учителя-логопеда для родителей
развернуть

Уважаемые родители!

Вашему вниманию предлагаются речевые игры и упражнения, которые Вы можете использовать дома при закреплении правильного произношения. Старайтесь как можно чаще побуждать ребенка прислушиваться к звуковой «одежде» слов, оценивать собственное произношение. Помните, что ваша речь — образец для ребенка, поэтому она должна быть четкой, внятной и выразительной. Не забывайте следить за правильностью произнесения ребенком закрепляемых звуков как в игре, так и в повседневной жизни. Не скупитесь на похвалу и поощрения, они —важный стимул для успешного закрепления полученных навыков.

«Стоп - игра». Назовите любые слова. Ребенок говорит «стоп», если услышит слово с закрепляемым звуком. Уточните, какое слово услышал ребенок. Начинайте игру в медленном темпе, постепенно ускоряя его.

«Разведчики». Предложите всем членам семьи отправиться на кухню (в ванную, прихожую) или заглянуть в шкаф (холодильник) и найти как можно больше предметов с закрепляемым звуком. Кто найдет больше предметов, тот и победил.

«Угадай-ка». Предложите детям угадать разные предметы по их описанию, напомнив при этом, что во всех словах «живет» закрепляемый звук. Подумайте о поощрении в случае угадывания и правильного произнесения слова.

«Исправляй-ка». Произнесите слова с «дефектным» произношением и попросите ребенка исправить ошибку.

«Будь внимателен». При чтении сказок, рассказов или стихов попросите ребенка запомнить как можно больше слов с закрепляемым звуком из этого произведения. Аналогичное задание можно предложить при рассматривании иллюстраций в книге.

«Кто больше?». Посоревнуйтесь со своим ребенком в придумывании слов с закрепляемым звуком.

«Мы  артисты». Проговорите с ребенком скороговорку, чистоговорку или короткое стихотворение с закрепляемым звуком несколько раз разными интонациями (удивленно, весело, грустно). Закрепляемый звук произносите чуть дольше обычного.

«Можно или нельзя?». Договоритесь с ребенком, что вы будете внимательно следить за его речью и сможете выполнить только те его просьбы, которые он произнесет без ошибок.

свернуть

Памятка родителям

Для закрепления результатов логопедической работы ваши дети нуждаются в постоянных домашних занятиях.



  • Время занятий (15 - 20 мин) должно быть закреплено в режиме дня. Постоянное время занятий дисциплинирует ребенка, помогает усвоению учебного материала.



  • Необходимо определить, кто именно из взрослого окружения ребенка будет с ним заниматься по заданиям логопеда; необходимо выработать единые требования, которые будут предъявляться к ребенку.



  • При получении задания внимательно ознакомьтесь с егосодержанием, убедитесь в том, что оно вами понято. В случаях затруднений проконсультируйтесь с воспитателем или учителем-дефектологом.



  • Подберите наглядный или игровой материал, который вам потребуется для занятий. Продумайте, какой материал вы можете изготовить совместно с ребенком.



  • Будьте терпеливы с ребенком, внимательны к нему во время занятий. Вы должны быть доброжелательны, участливы, но достаточно требовательны.

Не забывайте отмечать успехи детей, хвалить их за достигнутые результаты.



Желаем вам успехов в занятиях, радости в общении!

свернуть

Десять простых советов учителя-дефектолога родителям

Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.

Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.

Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите "Что он делает?" вместо «Он играет?»

Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.

Слушайте звуки и шумы. Спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета и т.д.

Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще.

Если вам ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.

Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т.д.

Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.

Весьма важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое развитие ребенка, а не дожидаться, когда он «сам заговорит».

свернуть

Как работать со звуками

  • Проговорите звук совместно с ребенком.



  • Выясните, как располагаются губы, зубы, язык при произнесении данного звука.



  • Используете ли вы голос при произнесении этого звука.



  • Вместе с ребенком найдите слова, которые начинаются с данного звука, затем придумайте слова, где этот звук встречается в начале слова, в середине и в конце.



  • Нарисуйте букву, которая обозначает этот звук в тетради, вылепите ее из пластилина, вырежьте из бумаги, сконструируйте из счетных палочек.



  • Нарисуйте предметы, которые начинаются на данный звук.



  • В тетради напишите по образцу букву по клеточкам.



  • Придумайте игры со звуком, над которым работали.



  • Проговорите речевой материал на этот звук.

свернуть

Как развивать орфографическую зоркость ? Рекомендации специалиста .

Большинство детей выучивают орфографические правила, но вот применяют их в нужной ситуации далеко не все. Как научить ребенка видеть опасные места и находить свои ошибки?

Орфографическая зоркость — это умение распознавать орфограммы, те случаи при письме, в которых произношение и написание не совпадают.

Многие дети не замечают опасные места и, естественно, не применяют изученные правила. «Орфографическая слепота» школьников — одна из основных причин допускаемых орфографических ошибок.

Какие же факторы влияют на формирования орфографической зоркости?

1. Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых слов. 
Научно доказано, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова. Отложится в памяти так крепко, что затем надо будет раз сто написать это слово, чтобы ликвидировать ошибку.

2. Слуховой фактор. Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или, что он сам себе проговаривает. Поэтому необходимо развивать фонематический слух.

3. Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т. е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически.

4. Проговаривание.Большую роль в формировании орфографического навыка играет, орфографическое проговаривание. Проговаривание так, как надо писать.

В настоящее время по разным причинам зрительное восприятие у многих детей к началу обучения в школе развито лучше, чем слуховое. На первый план выступает фонетико-фонематическая неготовность восприятия ребенка к усвоению языковых норм. Внешне это проявляется в увеличении случаев нарушения звукопроизношения в дошкольном возрасте. Однако даже если ребенок говорит чисто, развивать фонематический слух и фонематическое восприятие необходимо.

Что способствует развитию фонетико-фонематических навыков?

  • Чтение родителей детям вслух. Читать необходимо не только художественные тексты, но и разучивать стихи, отгадывать загадки, повторять скороговорки.

  • Прослушивать аудиозаписи стихов, художественных текстов.

  • Упражнения на подбор слов, начинающихся (заканчивающихся) на тот или иной звук.

  • Упражнения на определение места звука в слове (Например: Назови звук, который стоит в средине слова Дом).

  • Разучивание чистоговорок, считалок.

  • Упражнения на дифференциацию звуков в слогах.

Например. Повтори: СА — ЦА — СА — ЦА; АС — АЦ — АС — АЦ; АСА — АЦА — АСА — АЦА.

  • Упражнение на дифференциацию звуков в словах.

Например. Повтори: Само — цвет, само — цель, со — цветие, со — циальный)

  • Упражнение на дифференциацию звуков во фразах и словосочетаниях.

Например. Повтори: Солнце смотрит в оконце. Яблоневый цвет, а от солнца — свет.

  • Упражнение на дифференциацию звуков в текстах

Например. Повтори:

Звук «с» — это светит свет,

Он светит так много лет,

А «ц» — то цветенья цвет,

Цветущих цветов букет.

Большое влияние на формирование орфографических навыков, слухового восприятия влияет активный словарный запас школьника. Н. С. Рождественский считал: «Грамотное письмо — не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребёнок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче даётся ему правописание». Словарный запас ребенка начинает формироваться еще до 1 года. Вначале это те слова, которые он постоянно слышит и различает. К возрасту 1 год 3 месяца — 1 год 4 месяца уже активный запас ребенка составляет примерно 4-5 слов. К полутора годам (при нормальном речевом развитии) этот запас возрастает до 30 слов, к двум годам — до 200 слов. К школьному возрасту словарный запас ребенка достигает 1500-2000 слов. Словарный запас взрослого человека составляет около 5000 слов. Безусловно, это лишь примерные цифры, поскольку количественный и качественный рост словаря очень во многом зависит от условий жизни и семейного воспитания, от того внимания, которое взрослые уделяют речевому развитию ребенка. Немаловажным фактором в формировании словаря является потенциальная готовность усвоить определенный словарный запас. Зачастую, благодаря своеобразному выбору мультфильмов, компьютерных игр (а дети по современным исследованиям садятся за компьютер уже с трех с половиной лет), недостаточно качественной речи взрослых, ребенок усваивает нужный запас слов, однако они далеки от нормативной лексики, без знания которой невозможно подобрать проверочные слова, понять смысл прочитанного. Именно поэтому для многих детей необходима специальная работа по уточнению и пополнению словарного запаса детей. Самый благоприятный период для пополнения словаря — от 3 до 10 лет. Если словарный запас недостаточный, то и пополнение его будет идти с трудом.

Что способствует пополнению и уточнению словаря?

  • Любые игры со словами.

  • Отгадывание и придумывание загадок.

  • Упражнения в подборе части или целого.

Например. Продолжи цепочку: Тарелка — это посуда… Мебель — стул. Руль — велосипед, машина, автобус… Овощи — картофель, свекла, огурец.

  • Разъяснение явлений окружающего мира, значений новых слов.

  • Уточнение значений непонятных слов при чтении, просмотре кинофильмов и др.

Словарный запас формируется по определенным законам, в соответствии с системой обобщающих понятий, которые уже имеются у ребенка.

свернуть

Нарушение чтения и письма у младших школьников

Овладение языком, точной, правильной устной и письменной речью – необходимое условие формирования успешной личности. Эта важная задача стоит как перед родителями, так и перед учителями и логопедами. Решить ее можно только в тесном сотрудничестве. Особенно важна роль логопеда в реализации поставленной задачи, если у ребенка имеются нарушения устной и письменной речи. В настоящее время имеется достаточное количество литературы по преодолению нарушений звукопроизношения. К сожалению, нарушение одной структурной составляющей речевой системы влечет за собой вторичные и третичные нарушения. Среди них, как правило, общее недоразвитие речи, нарушения процессов чтения и письма, нарушения памяти, концентрации внимания, словесно-логического мышления и т.д. Научить детей читать и писать – задача не из легких. И не всем детям легко и просто даются эти, по мнению взрослых, элементарные вещи. Ребенок может быть во многом умнее и талантливее сверстников -и делать самые невероятные, с точки зрения родителей или учителя, ошибки при чтении и письме. Например, пропускать буквы: чсы – часы; Писать все слова или предлоги со словами слитно; из одного слова сделать два: ок и но – окно и т.п. К сожалению, многие родители, а иногда и учителя относят эти ошибки к невнимательности. В лучшем случае учитель рекомендует родителям писать с ребенком больше диктантов. И тогда наступает трудный период и для родителей, и для детей. У ребенка возникает негативное отношение к письму, к предмету, к школе. Чтобы избежать этого, проанализируйте ошибки ребенка. Если такие "нелепые" ошибки не случайны, а повторяются регулярно, то ребенку необходимо обратиться за консультацией к логопеду.

Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя. Чтение – это и то, чему обучают младших школьников, посредствам чего их воспитывают и развивают. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий обучающий характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни. Следовательно, необходима, систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыков беглого, осознанного чтения от класса к классу.

Полноценный навык чтения - это база для дальнейшего обучения всем другим школьным предметам, основной источник получения информации и даже способ общения.

С научной точки зрения значимость процесса чтения не менее велика. Успешное овладение навыком чтения - один из показателей общего уровня развития познавательной деятельности ребенка, так же как трудности в процессе обучения чтению говорят об отдельных проблемах развития того или иного психического процесса (внимания, памяти, мышления, речи).

Выделяется четыре качества навыка чтения: правильность, беглость, сознательность, выразительность.

Главной задачей обучения чтению является выработка у детей этих навыков.

Вначале ребенок должен освоить технику чтения, уже потом будет понимание. Мне хотелось бы именно на этом сконцентрировать ваше внимание. Если мы не сформируем технику чтения, процесс понимания уходит, возникает так называемое механическое чтение.

Правильность определяется как плавное чтение без искажений, влияющих на смысл читаемого.

Беглость – это скорость чтения, обусловливающая понимание прочитанного. Такая скорость измеряется количеством печатных знаков, прочитанных за единицу времени (обычно количеством слов в 1 минуту).

Сознательность чтения в методической литературе последнего времени трактуется как понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному.

Выразительность – это способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и свое собственное отношение к нему.

Изучение грамотности чтения – это изучение процесса понимания текста, 55% наших старших школьников не понимают того, что читают. (Это исследование PISA). У нас от 40 до 60% детей заканчивают начальную школу с непроходящими трудностями в чтении и письме. Речь идет сегодня о том, как читают, о качестве чтения.

Процесс чтения – это не тот процесс, который можно сформировать быстренько. К сожалению, за последние 50 лет очень резко сократилось время обучения чтению и письму, практически в два раза. А если мы возьмем букварь 50-го года и современные учебники, которые ребенок должен уже читать через 2 месяца, то мы поймем, что информационная насыщенность, тот темп, который мы даем ребенку, вырос неимоверно. А возможности ребенка остались теми же. Какие имел он определенные функциональные возможности, такими они и остались. Если в 50-е годы в школу приходили дети почти восьми лет, то в последние 20 лет в школу приходят дети шести лет.

Мотивом чтения является потребность. У младшего школьника, овладевающего чтением, вначале возникает потребность научиться читать, т. е. освоить звуковую систему и сам процесс чтения – возникновения из букв слова. Это вызывает у него интерес. Освоив первоначальное чтение (грамоту), ученик меняет мотив чтения: ему интересно понять, какая мысль кроется за словами. По мере развития чтения мотивы усложняются и школьник читает с целью узнать какой-то конкретный факт, явление; даже появляются более сложные потребности, например, познать мотив поступка героя, чтобы оценить его; найти главную мысль в научно-популярном тексте и т. д.

В методической науке выделяют три этапа формирования навыка чтения: аналитический, синтетический и этап автоматизации.

Такой путь – от аналитического этапа до этапа автоматизации – может быть пройден ребенком в рамках начальной школы при условии, если учитель обеспечит в классе определенный режим работы;

1) упражнения в чтении должны быть каждодневными;

2) отбор текстов для чтения не должен быть случайным, а должен производиться с учетом психологических особенностей детей и литературных особенностей текстов;

3) учителем должна вестись систематическая работа по предупреждению ошибочного чтения;

4) учителем должна быть использована в работе целесообразная система исправления допущенных при чтении ошибок;

5) специально должно быть организовано обучение чтению про себя, предполагающее несколько ступеней: чтение шепотом, беззвучное артикулирование читаемого, “тихое чтение” (в плане внутренней речи), собственно чтение про себя.

Учителя начальных классов по опыту своей работы знают, что в классе может быть до 30% учеников, имеющих различные нарушения письма. Процесс письма, который у взрослого человека автоматизирован, вызывает у ребенка множество проблем. Письмо – это сложная форма речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный анализаторы. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь. Письмо тесно связано с устной речью, степенью ее развития. Оно основывается на умении различать звуки речи, вычленять их в потоке речи и соединять, правильно произносить. Чтобы написать слово, ребенку необходимо:

  1. определить его звуковую структуру, последовательность и место каждого звука;

  2. соотнести выделенный звук с определенным образом буквы;

  3. воспроизвести с помощью движений руки букву.

Чтобы написать предложение, необходимо мысленно его выстроить, проговорить, сохранить нужный порядок написания, разбить предложение на составляющие его слова, обозначить границы каждого слова.

Письмо должно быть осмысленно для ребенка, должно быть вызвано естественной потребностью, надобностью, включено в жизненную, необходимую для ребенка задачу. Только тогда мы может быть уверены, что оно будет развиваться у ребенка не как привычки руки и пальцев.

По данным ИВФ РАО у значительной части детей, поступающих в школу, отмечена возрастная несформированность речи (до 60%) моторики (30–35%), зрительного и зрительно-пространственного восприятия (до 50%), зрительно-моторных и слухо-моторных координаций (до 35%). Все это – базовые познавательные (школьно-значимые) функции, обеспечивающие формирование навыков письма и чтения.

В то же время необходимо подчеркнуть, что почти все исследователи, считают, что многие из этих проблем могут быть в значительной мере скомпенсированы еще до начала обучения, либо в процессе обучения при правильной работе с детьми и соответствующей организации учебного процесса.

Таким образом, возникновение трудностей обучения письму и чтению в начальной школе может быть связано с самыми разными причинами: с условиями жизни и организации обучения, с индивидуальными и возрастными особенностями развития и состоянием здоровья ребенка. Чаще всего влияние и экзогенных, и эндогенных причин – совместное, комплексное. Важно уметь выделять и различать их, для того чтобы выбрать меры эффективной помощи ребенку.

Преодоление трудностей при обучении письму и чтению в начальной школе может идти по следующим направлениям:

  • формирование правильного звукопроизношения;

  • развитие фонематического слуха, анализа и синтеза слов, фонематических представлений;

  • активизация и обогащение словарного запаса;

  • развитие слухового и зрительного внимания, памяти, мышления, межанализаторных связей;

  • формирование связной речи (подробный, выборочный и краткий пересказ), составление рассказа по серии картинок, по предложенному плану, по началу или концу текста;

  • совершенствование пространственно-временных ориентировок (на своем теле, в трех- и двухмерном пространстве, дермалексия, моделирование букв из палочек, из элементов букв, реконструкция букв, развитие мнемонических способностей и др.);

  • развитие движений пальцев и кистей рук (массаж и самомассаж пальцев, игры с пальчиками, обводка контуров, штриховка, работа с ножницами, пластилином, мозаикой).

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ПИСЬМА И ИХ ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫ

Виды ошибок при письме

Возможные причины ошибок при письме

Ошибки правильного написания букв

Недостаточная сформированность зрительной памяти и/или зрительно-пространственного восприятия, недостатки методики обучения, форсирование темпа обучения

Неправильная траектория движений при выполнении графического элемента

Недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия и/или зрительно-моторных координаций, зрительной памяти, недостатки методики обучения, форсирование темпа обучения

Ошибки в пространственном расположении элементов (в – д) или количественном соотношении элементов (и – ш), зеркальное письмо

Недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия и/или зрительной памяти, недостатки методики обучения, форсирование темпа обучения, несформированность организации деятельности, утомление

«Не видит» строку, нарушает соотношение элементов буквы

Недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия и/или зрительной памяти, форсирование темпа обучения, сильное функциональное напряжение, трудность концентрации внимания

Неустойчивый почерк (неровные штрихи, различная высота и протяженность графических элементов, растянутые разнонаклонные буквы, тремор)

Недостаточная сформированность моторных функций, нарушение зрительно-моторных координаций, недостатки методики обучения, форсирование темпа обучения, выраженное функциональное напряжение и утомление

Сильный нажим, тремор

Недостаточная сформированность моторных функций, нарушение координации движений (неправильная поза, неправильное положение ручки), нарушение координации движений в связи с сильным утомлением 
и функциональным напряжением

Пропуски, вставки, перестановки букв, недописывания слов

Несформированность звуко-буквенного анализа, нарушения внимания, оперативной памяти, контроля деятельности, неадекватный темп работы

Персеверации

Несформированность планирования, регуляции и контроля деятельности

Редуцированное написание (как слышит)

Несформированность планирования и контроля деятельности, неумение совмещать графическую и смысловую части письма, неадекватный темп деятельности

Слитное написание слов или раздельное написание одного слова, неправильный перенос слова

Нарушение звуко-слоговой структуры слова, неумение выделять речевые единицы, незнание правил орфографии, несформированность планирования, регуляции и контроля деятельности, неадекватный темп деятельности

Пропуск запятых, точек, ненаписание заглавной буквы

Незнание правил орфографии и синтаксиса, нарушение внимания, контроля деятельности, неумение совмещать графическую и смысловую части письма

Ошибки согласования и управления слов

Проявление общего недоразвития речи, нарушение внимания, трудности слухо-речевой памяти

Орфографические ошибки

Незнание правил орфографии, нарушение распределения внимания между графической и смысловой сторонами письма, неумение выделять «ошибкоопасные» места, неадекватный темп работы



ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ЧТЕНИЯ И ИХ ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫ

Виды ошибок чтения

Возможные причины

Замены близких по конфигурации букв

Несформированность зрительного восприятия и/или зрительного образа буквы, недостатки методики обучения

Трудности различения буквенных знаков

Нарушения зрительного восприятия, зрительной памяти, трудности формирования зрительного образа букв, недостатки методики обучения

Побуквенное чтение

Недостаточная сформированность зрительного образа букв, трудности дифференцирования букв, несформированность навыка слогослияния и/или фонематического слуха, недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия

Искажения (перестановки, вставки, пропуски)

Нарушения зрительного восприятия и зрительной памяти, форсирование скорости чтения, трудности концентрации внимания, выраженное утомление, функциональная слабость центральной нервной системы

«Застревания»

Несформированность зрительной дифференциации букв, неадекватный темп работы (форсирование скорости обучения), трудности автоматизации навыка

Ошибки при чтении по догадке

Проявления общего недоразвития речи (незнание языковых норм), неадекватный темп работы, трудности восприятия незнакомого текста, трудности концентрации внимания

Трудности понимания прочитанного

Трудности автоматизации навыка чтения, неадекватный темп (форсирование скорости), трудности концентрации внимания, низкий уровень оперативной памяти, несформированность контроля деятельности

Очень медленный темп чтения (побуквенное или слоговое без продвижения в течение года)

Недостаточная сформированность зрительного восприятия и/или звуко-буквенного анализа, трудности артикуляции, трудности концентрации внимания (функциональное напряжение, утомление)

Медленный темп чтения (есть продвижение в течение года)

Индивидуальные особенности темпа деятельности

Трудности воспроизведения текста (пересказ)

Несформированность вербально-логического мышления, трудности кратковременной слухо-речевой памяти, непонимание прочитанного, трудности концентрации внимания, выраженное утомление

КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА ВКЛЮЧАЕТ ЗАДАНИЯ РАЗНЫХ УРОВНЕЙ

Работа с буквами

  • Называние букв, написанных на карточках правильно и зеркально.

  • Выкладывание букв из палочек с фиксацией внимания на том, как расположены их элементы.

  • Ощупывание букв из картона или наждачной бумаги с закрытыми глазами, их узнавание, правильное расположение на столе, придумывание с ними слов.

  • «На что похожа буква?» Рисование букв по ассоциации, например, «П» - ворота, перекладина, «Г» - вешалка, «Ч» - стул.

  • Дермалексия - узнавание буквы, «написанной» на спине, на ладони, в воздухе, на столе.

  • Обведение букв по трафарету.

  • Придумывание слов, содержащих заданную букву в определенной позиции.

Работа со слогами

  • Придумывание слов, содержащих заданный слог в определенной позиции (начало, середина, конец слова).

  • Составление слоговых схем.

  • Составление слога по картинкам (например, при изображении мака и одуванчика слог образуется из первых звуков этих слов «мо»).

  • Составление слогов из букв разрезной азбуки.

  • Изменение порядка звуков в слоге (назвать получившийся слог).

  • Выбор из слогового ряда только тех слогов, которые начинаются на гласный звук.

  • Выбор из предложенного ряда только слогов, заканчивающих гласным звуком.

Работа со словами

  • Отгадывание ребусов.

  • Подбор слов в смысловой ряд (назвать признак предмета, обобщающее слово).

  • Деление слов на слоги с выделением ударного слога.

  • Подбор слов к звукослоговым схемам.

  • Подбор родственных слов к заданному слову.

  • Составление слова по начальным звукам других слов («мука, яблоко, чашка» - «мяч»); по последним звукам («рыба, сон, азбука, каштан, капуста, нос» - «ананас»).

  • Составление цепочки слов, отличающихся одним звуком («зайка - майка - чайка - гайка - сайка - лайка - шайка»).

  • Чтение слов в обратном порядке («сон - нос»).

  • Составление из двух слов одного («пар и воз - паровоз»).

  • Подбор синонимов и антонимов к заданному слову.

  • «Чехарда» (чтение слов сложной слоговой структуры наоборот)

  • Поиск в тексте заданных слов.

  • Чтение только второй половины слов.

  • Чтение строчек наоборот по буквам.

Работа со словосочетаниями

  • Подбор прилагательных (признаков предмета) к заданному слову.

  • Подбор существительных к прилагательным.

  • Работа с прилагательными, у которых пропущены окончания.

  • Сочетания существительных с глаголами: подбор глаголов к заданному существительному («Что можно сделать с морковью?»- «Съесть, посадить, выкопать, порезать, потереть, сварить, вымыть» и т.д.);

  • подбор существительного к заданному глаголу с предлогом («прийти к …», «уйти от …»); подбор нужного глагола в зависимости от рода и числа существительного («Женя нарисовал», «Женя нарисовала»).

  • Сочетание существительного с числительным.

Работа с предложением

  • Составление предложений по схемам.

  • Выделение границ предложений в тексте.

  • Соединение разорванных частей предложений «Падает липкий. Снег громко лает. Шарик». - «Падает липкий снег. Громко лает Шарик»).

  • Составление предложений с заданным количеством слов.

  • Быстрое многократное произнесение предложений.

  • Чтение текста через слово.

  • Восполнение пропусков слов в предложении с подсказкой некоторых их букв

  • Чтение строчек с прикрытой верхней половиной.

Работа с текстом

  • Чтение деформированных предложений, в которых существительные заменены картинками.

  • Составление двух текстов из набора предложений.

  • Составление рассказа по сюжетной картинке, по серии рисунков, по началу или концу текста, по опорным словам.

  • Работа с деформированным текстом, в котором нарушена последовательность изложения.

  • Сочинение сказок, рассказов.

Работа с таблицами по скорочтению

от на рак дай соль труд парк хвост 
из за пар май боль крот март дрозд 
ах не сок бей пыль стол торт крест

свернуть